Интервью

Дмитрий Беляев

Дмитрий Беляев: "Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж – лидер педагогического профессионального образования в республике"

18 февраля 2016 года 15:35
Дмитрий Беляев
Фото Ирины Кнутас

Инновации через традиции — такого принципа придерживаются в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже имени И.А. Куратова, который в этом году отмечает свое 95-летие. С одной стороны, традиции, которые складывались почти век и на которые работа колледжа опирается. С другой – подготовка высококвалифицированных педагогов и других специалистов, которые соответствуют современным стандартам и “духу времени”. О том, как удается обогащать наследие инновациями, рассказал директор учебного заведения Дмитрий Беляев.

- Дмитрий Анатольевич, в этом году колледж отмечает 95-летие. Это много или мало?

- Действительно, Сыктывкарскому гуманитарно-педагогическому колледжу в 2016 году исполняется почти век. Колледж – старейшее образовательное учреждение профообразования и ровесник Республики Коми: в августе 1921 года появилась республика, а уже в ноябре – на тот момент педучилище. И уже, наверное, можно говорить о вековых педагогических традициях, которые лежат в основе педагогической школы не только самого колледжа, но и всего педобразования в республике. К слову, за время существования колледжа дипломы получили более 36 тысяч специалистов в области образования, науки, культуры, спорта, права и социальной работы.

Помимо того что колледж – старейшее учебное заведение региона, мы являемся самой крупной образовательной организацией среднего профообразования. В настоящее время у нас обучается около 1100 студентов. В этом учебном году мы возобновили работу отделения дополнительного образования, на котором уже около 200 уже работающих педагогов и других специалистов повысили свою квалификацию. Мы планируем наращивать темпы и повышать разноплановость предоставления услуг в части дополнительного профессионального образования по тем образовательным направлениям, по которым колледж является несомненным лидером в регионе – это педагогическое, физкультурное, социальное, воспитательное, музыкальное и другие направления.

Колледж обладает серьезной инфраструктурой: два больших учебных корпуса, два общежития, несколько спортивных и хореографических залов, своя лыжная база, своя недорогая столовая, тиры двух типов – пневматический и лазерный, а также другие инфраструктурные объекты.

Вместе с тем, колледж реализует преимущественно традиционные образовательные программы, а весь его коллектив при этом является новаторским. Мы активно разрабатываем, применяем и внедряем в свою работу современные педагогические, методические, управленческие, информационно-коммуникационные и другие технологии и инструменты по подготовке и выпуску качественных специалистов. То есть у нас работает тот самый заявляемый нами принцип – “инновации через традиции”.

Поэтому “почти 100 лет” – с одной стороны, если мерить календарно, - это много и уважаемо. С другой стороны, это только начало и фундаментальная, в том числе историческая, база, и у колледжа есть масса возможностей и потенциала для дальнейшего развития, если не на 100 лет (это слишком далеко), то на ближайшие 5-10 лет точно.

- Колледж является достаточно известным и популярным образовательным учреждением в Республике Коми. Но можно еще раз озвучить, по каким конкретным специальностям вы готовите специалистов?

- В 2016-2017 учебном году колледж ждёт абитуриентов – выпускников 9-х классов школ на очное обучение по специальностям: “Преподавание в начальных классах”, “Коррекционная педагогика в начальном образовании”, “Дошкольное образование”, “Специальное дошкольное образование”, “Туризм”, “Социальная работа”, “Музыкальное образование”, “Физическая культура”, “Педагогика дополнительного образования: в области социально-педагогической, изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства”.

На заочном отделении мы будем принимать абитуриентов на специальности “Дошкольное образование”, “Специальное дошкольное образование”, “Социальная работа”, “Право и организация социального обеспечения” (квалификация: юрист), “Туризм”.

Всю необходимую информацию о поступлении в колледж можно узнать на нашем официальном сайте –http://sgpk.rkomi.ru в разделе “Абитуриенту”.

- Вы говорили о новаторстве. Можно привести конкретные примеры сближения традиционных педагогических подходов и современных технологий?

- Самый яркий пример уже эффективно работающего механизма сближения традиционных подходов, которые, прежде всего, заключаются в строгом выполнении соответствующих образовательных стандартов, и новых, на первый взгляд, необязательных требований к компетентности наших выпускников – это подготовка кадров по направлению “физическая культура” и функционирование в колледже как раз при физкультурном отделении Республиканского ресурсного центра тестирования ГТО. Студенты колледжа, обучающиеся по данному направлению, уже на этапе учебы в колледже, помимо освоения классических и стандартных программ обучения, получают навыки и компетенции в рамках внедрения комплекса ГТО – это и организация мероприятий, и судейская составляющая, и другие моменты.

К слову, недавно наши специалисты совместно с представителями Минспорта Коми ездили в Санкт-Петербург на совещание, организованное Министерством спорта России, и там было озвучено, что наш Республиканский центр тестирования по направлению комплекса ГТО (по отрасли “образование”) – лучший в Северо-Западном регионе страны. Еще в прошлом году, по поручению правительства республики, мы запустили его работу в полном объеме и даже провели несколько мероприятий по тестированию молодежи и подростков разных возрастных групп, хотя официально весь проект ГТО в стране стартует только в этом году; 2015 год был подготовительным. Кстати, в марте мы уже проведем пробное тестирование дошколят. Уже есть несколько заинтересованных детских садов, желающих провести пробное тестирование детей на сдачу нормативов ГТО.

Другой пример – повышение компетентности наших выпускников – будущих учителей начальных классов, воспитателей, педагогов дополнительного образования в части информационно-коммуникационных технологий и современного технического творчества. Так сложилось, что до недавнего времени студенты колледжа получали только базовую составляющую (в соответствии с требованиями стандартов) в части ИКТ: фактически это только стандартные офисные пакеты, операционные системы, работа в сети Интернет и умение включать компьютер и проектор.

Но требование времени и работодателей сейчас таково, что этих базовых стандартных компетенций недостаточно. Есть необходимость расширять ИКТ-компетентность наших обучающихся, чтобы они после выпуска приходили в школы, детские сады и владели дополнительными навыками работы с современным оборудованием.

Поясню на конкретном частном примере. В настоящее время во всё большем количестве образовательных учреждений республики стало появляться инновационное оборудование (например, комплекты робототехники, технологические инсталляции, современные АРМы и прочее), и нам – колледжу – важно готовить выпускника, который умеет на таком оборудовании работать. С другой стороны, и сами школы и детские сады испытывают дефицит методических и педагогических технологий, нехватку квалифицированных кадров и прочие трудности при работе с таким оборудованием.

В этой связи мы совместно с Министерством образования и молодежной политики РК на базе нашего колледжа создали Региональный ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества Республики Коми. Задачи этого центра комплексные и многоплановые. Во-первых, мы создаем лабораторию робототехники и инновационного оборудования, чтобы наши студенты и преподавательский состав получали и транслировали дальше необходимые навыки. Во-вторых, этот центр призван решать задачи развития и популяризации указанных направлений в республике в целом.

- Но ведь свои умения интересно показывать, а еще лучше - сравнивать с другими...

- Совершенно верно и для этого, например, уже 19 марта в республике на базе созданного в январе центра при колледже будут проходить первые официальные республиканские соревнования по робототехнике. Все мы помним прошлогодний успешно проведенный Фестиваль образовательной робототехники, где колледж выступил одним из главных организаторов. В этом году мы совместно с министерством, а также с другими заинтересованными республиканскими учреждениями и коллегами из муниципалитетов, решили упорядочить и развить это интересное и важное современное направление таким образом, чтобы охватить всю республику и все возрастные группы детей и подростков, начиная с дошкольного уровня. Кстати, в апреле команда – победитель республиканских соревнований из Коми будет делегирована на федеральные соревнования.

Далее, в мае, впервые в республике, соревноваться роботами будут дошколята – тоже будут проведены первые республиканские соревнования по робототехнике среди дошкольных образовательных организаций. В июне лучшие из них тоже отправятся на федеральное первенство. И, самое главное, в этом есть стратегический “интерес” колледжа – преподаватели и сотрудники колледжа, а также студенты будут активными участниками всех этих событий, нарабатывая опыт и практику. И, таким образом, выпускники колледжа на выходе уже будут обладать соответствующими компетенциями.

Но мы не хотим зацикливаться только на робототехнике. Задача на среднесрочную перспективу заключается в том, чтобы развивать все техническое творчество: это и навыки работы с анимационным оборудованием, авиа- и судомоделирование, и другие направления. Но начнем с робототехники, так как она особенно важна в части поддержки развития высоких технологий в стране.

Кстати, информационные технологии мы сейчас активно внедряем и в системе управления самого колледжа. Например, в прошлом году колледж успешно апробировал модуль "Профессиональная образовательная организация” в Государственной информационной системе "Электронное образование". Мы были пилотной площадкой. В текущем учебном году система у нас активно внедряется в опытно-промышленную эксплуатацию. С 1 сентября эта система у нас заработает в боевом режиме, и все преподаватели колледжа, обучающиеся и их родители будут ею пользоваться. Сама система уже сейчас значительно повышает качество и прозрачность управления учебным процессом в колледже, а также, в частности, позволит начиная со следующего учебного года родителям наших студентов удаленно контролировать и успеваемость своих детей, и оперативно получать дополнительную информацию. Но это, наверно, отдельная тема для разговора.

Если говорить о сближении традиций и инноваций в учебном процессе, могу привести еще один пример – проект, который реализуется сегодня в республике нашим музыкальным отделением. Это Первый республиканский творческий турнир школьников по музыке "Сказка в музыке: взаимодействие искусств". Он проводится, начиная с ноября прошлого года, в несколько этапов. Первый этап был заочным, и мы были удивлены большому количеству заявок школьников со всех уголков республики, изъявивших желание участвовать в турнире. Всего поступило 563 заявки (это свыше 100 школ, учитывая турнирное командное условие – 5 участников в команде). Сейчас проходит второй отборочный тур также в заочном режиме – экспертной группой отобрано 55 участников – 11 школ (в том числе из районов – Усть-Куломского, Коркеросского, Прилузского), по результатам которого будет отобрано семь школ-команд по пять участников в каждой команде, которые приедут на очный тур, планируемый нами на 23 апреля. Самое важное, с точки зрения организации мероприятия и сближения тех самых инноваций и традиций, – оба заочных тура мы проводили с использованием системы дистанционного обучения колледжа, которая на этом проекте – турнире – проходит у нас свою апробацию и сразу – внедрение. Технология дистанционного обучения позволила принять заочное, но тем не менее полностью содержательное и полноценное участие всем желающим школам и школьникам, даже из самых удаленных территорий республики. Также мы, реализуя наш проект турнира, параллельно решаем важную для колледжа задачу профориентации: нам нужен качественный абитуриент, замотивированный в данном случае получать музыкальное образование. И мы хотим такого абитуриента мотивировать со среднего школьного возраста. Музыка – самое что ни на есть традиционное направление в колледже - сейчас задействует современные информационно-коммуникационные и интернет-технологии, и это во всех смыслах неплохо.

Я привел всего несколько примеров достаточно серьезных проектов, которые мы реализуем. В настоящее время прорабатываем еще несколько подобных масштабных инициатив, и планируем их также со временем запустить и реализовать.

- Несколько лет назад на педагогов был кадровый голод. В городах его утолили. Например, в Сыктывкаре уже не так просто устроиться в школу. Но в сельских районах спрос на учителей по-прежнему высок. Сколько у вас ребят учится из районов и отслеживаете ли вы их судьбу, сколько из них трудоустраиваются в родных сельских школах?

- У нас стопроцентное трудоустройство по выпускаемым специальностям, за исключением тех, кто ушел в армию либо поменял свои жизненные ли профессиональные приоритеты. Естественно, есть и те, кто по каким-то причинам переходят потом на другую работу. Это нормально. Но потребность в наших выпускниках, особенно в районах, действительно немалая, и две трети всех наших студентов как раз из районов. То есть они потом, после окончания колледжа, в большинстве своем возвращаются на свою территорию. Кстати, сейчас обсуждается вопрос подготовки целевых групп от некоторых муниципалитетов, с руководством которых мы ведем переговоры.

Также некоторые ведомства обращаются к нам с просьбой о целевом обучении. Например, на днях Минспорта республики обратилось к нам по этому вопросу. Мы всегда готовы слушать заинтересованных работодателей и работать с ними совместно над подготовкой квалифицированных кадров, которые выходят из стен колледжа, получив ту или иную профессию.

- Каким образом там собирают ребят на целевое обучение по этой профессии?

- Мы совместно с Министерством образования и молодежной политики работаем над проектом создания специализированных педагогических классов, в том числе в плане их организации частично на нашей инфраструктурной базе. Это будут профильные педклассы. Например, учителя технологии, физруки. Я уже говорил ранее, что колледж реализует образовательные программы не только по педагогическим специальностям, но и по социальной работе, праву, туризму. Мы выезжаем по районам, чтобы привлечь внимание будущих абитуриентов, рассказываем о специальностях, привозим наглядную агитацию. Студенты колледжа выступают перед нашими будущими учащимися.

- С учетом новых требований будете пересматривать программу подготовки специалистов?

- Образовательная программа не может стоять на месте. Она должна развиваться. Тем не менее, самое главное – она должна полностью соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В то же время, конечно, программы должны наполняться современным и востребованным содержанием, над чем высококвалифицированный педагогический и административный коллектив колледжа постоянно работает.

- Сейчас государство внимательно следит за тем, специалистов каких профессий готовят учреждения профессионального образования, чтобы не пополнялась армия безработных, а предприятия получали нужные им кадры. Вам пришлось отказаться от каких-то специализаций? И какие появились?

- Такого, чтобы вообще отказаться от какой-либо специальности, в последние годы не было. Этот процесс в колледже состоялся ранее – 5-10 лет назад, когда перестал осуществляться набор на невостребованные (на тот момент) специальности. Имеющиеся программы подготовки модифицируем, уточняем. Например, в этом году мы планируем значительно усилить направление, связанное с коррекционной педагогикой. Важно, чтобы педагог обладал всем спектром необходимых компетенций работы и с обычными детьми, и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Например, с текущего года мы возобновляем набор абитуриентов по направлению "Коррекционная педагогика в начальном образовании". Сейчас хотим это направление, а также специальность “Специальное дошкольное образование” усилить и содержательно, и кадрово, и ресурсно, и организационно. В том числе в увязке с федеральными и региональными проектами, связанными с доступной средой, с формированием особой образовательной среды, во взаимодействии с другими соответствующими профильными образовательными и общественными организациями, а также задействовать и другие механизмы совершенствования работы по этим направлениям.

Есть еще стратегическое желание реанимировать художественно-графическое отделение, которое некогда существовало в колледже. Но это направление ресурсоемкое и дорогое, и оно пока нам, к сожалению, не “по карману”. Но мы рассматриваем возможность его открытия на среднесрочную перспективу, если, конечно, будет востребованность в таких специалистах в республике. Пока она тоже не очевидна. Рассматриваем возможности открытия педагогических специальностей, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (которые тоже некогда были в колледже) и некоторых других. В этом году возобновляем набор на подготовку социальных работников.

Мы реагируем на требования рынка труда и работодателей, которые заинтересованы в хорошо подготовленных специалистах. Наши молодые выпускники всеми требуемыми навыками обладают, и мы совершенствуем учебный и содержательный процесс постоянно с тем, чтобы качество их подготовки только повышалось.

- Сейчас популярно слияние учреждений профессионального образования. Вас это не коснется?

- Если говорить о моем мнении, то пока в этом нет смысла. Как показывает опыт, с одной стороны, юридическое слияние нескольких образовательных организаций влечет за собой массу вопросов, связанных с имущественным комплексом, с социальными рисками, с трансформацией учебно-методического содержания и т.д. Это длительный и очень рискованный процесс. С другой стороны, мы и так активно сотрудничаем с образовательными организациями всех видов и типов, в том числе и с вузами, в том числе и не только по образовательным программам.

Например, с недавних пор колледж является активным партнером Ухтинского государственного технического университета в части поддержки движения студенческих отрядов. А приведенный пример – студенческие отряды – для нас еще и важный аспект основной деятельности в части развития нашего педагогического студенческого отряда, который работает в различных детских оздоровительных лагерях как на территории республики, так и за ее пределами. Мы готовим будущих педагогов, и подобная педпрактика для формирования у наших выпускников дополнительных практических навыков крайне важна.

- Кстати, о внеучебных проектах. Насколько развито волонтерство в колледже? Исходят ли инициативы от студентов?

- Очень хорошо развито волонтерство. Как внутреннее, так и внешнее. Если говорить о внешнем волонтерстве, то можно привести один недавний конкретный пример. На днях, во Всемирный день больного ребята нашего волонтерского объединения "Ветер перемен" сходили в кардиоцентр, купили красные воздушные шары, написали на них "Будь здоров" встали под окнами маленьких пациентов, желали им здоровья. Это их – наших волонтеров – личная инициатива. Студенты и педагоги колледжа занимаются волонтерством по зову сердца. Практически во всех социальных и общественно-значимых проектах города и республики участвуют наши студенты. Активно волонтеры работают с пожилыми людьми, заодно, кстати, наши студенты – будущие соцработники – получают практические навыки работы с социально слабо защищенными группами населения и нуждающимися.

Также в колледже хорошо развито студенческое самоуправление. На базе колледжа работает студенческий совет "Авангард". Они инициируют в том числе много полезно общественных дел. Например, недавно они (не все, конечно, но тем не менее) по своей инициативе вышли на субботник #лопата11. Никто их не заставлял, а они почистили от снега небольшую территорию около общежития, хотя у нас и так хозяйственные службы ежедневно приводят в порядок всю прилегающую территорию около колледжа и общежитий и зимой и летом.

- Вы несколько лет занимали должность заместителя министра образования. Где работать интересней: в колледже или министерстве?

- Не место красит человека, а человек место. В любой профессиональной деятельности есть свои плюсы и минусы. Проработав несколько лет в министерстве, помимо решения большого количества текущих оперативных дел, удалось с моими министерскими коллегами и подведомственными учреждениями в те годы стартануть и реализовать несколько серьезных стратегических проектов, за которые мне не стыдно и которыми горжусь. Таких, например, как упомянутая мной выше Государственная информационная система “Электронное образование”, которую мы начинали создавать и внедрять в 2013 году, и которая сейчас успешно функционирует в школах. Или другой пример, знаковое и очень важное движение студенческих отрядов, которое мы совместно с УГТУ (и прежде всего благодаря им) упорядочили и сорганизовали в Год молодежи в 2012 году. Много было инициировано и реализовано важных отраслевых и смежных проектов.

Тем не менее, на госслужбе всё же степень свободы небольшая. Зачастую не получалось сосредоточиться на каких-то моментах точечно и содержательно, поскольку пласт решаемых проблем и вопросов был практически безразмерен, и просто элементарно на всё не хватало времени. В то же время в колледже как раз удается сосредоточиться на условно узких содержательно, но масштабных по охвату участников проектах, которые позволяют не только развивать сам колледж, повышать качество подготовки специалистов, а для этого искать, находить и аккумулировать дополнительные ресурсы, но и реализовывать серьезные задачи, стратегически важные и интересные не только колледжу, но и республике. Как, например, упомянутое мной ранее направление образовательной робототехники. Кстати, это направление, как и другие направления технического творчества детей и подростков, мы на уровне министерства тоже попытались начать развивать в 2013 году и в то время принимали соответствующие управленческие решения. Но, к сожалению, по разным причинам к текущему моменту это направление так и не стало массовым в республике. Оно по-прежнему является не просто очень не сильно массовым (ведь мы никогда не хотели, чтобы абсолютно все обучающиеся им занимались, но, тем не менее, предполагалось, что все желающие должны были иметь возможность для этого), а весьма узко фокусированным, я бы даже сказал “для очень избранных”. Это неправильно. Я уже упоминал про организованный Министерством образования совместно с нами и другими образовательными организациями в прошлом году экспериментальный Фестиваль образовательной робототехники, где – мы не ожидали – приняли участие свыше 100 участников со всей республики. То есть спрос на это направление есть. Но нет полноценной комплексной системы управления процессом и его поддержки. Поэтому мы надеемся уже в 2016 году совместно с Министерством образования и молодежной политики и по его поручению (а также совместно с федеральными структурами и общественными организациями) перезапустить этот проект (Региональный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества Республики Коми) в таком виде, каким он задумывался еще три года назад – с основной целью максимального вовлечения всех заинтересованных сторон, значительного роста участников этого процесса как на уровне школ, детских садов, так и на уровне отдельных обучающихся, интересующихся этой темой во всех городах и районах республики, а также комплексного и эффективного управления этим направлением в республике.

Если же отвечать прямо на ваш вопрос, то, конечно, с точки зрения получения конкретного, ощутимого результата, который можно измерить количественно и качественно условно “здесь и сейчас”, интереснее работать в колледже. Здесь сразу виден результат твоей работы как руководителя. Например, если вновь вернуться к проекту “Центр ГТО”, то очень приятно видеть “горящие” глаза участников – тех, кто выполняет нормы ГТО, и у них это получается (кстати, выполнили нормативы ГТО в 2015 году в нашем Центре почти 1000 обучающихся из разных школ, ссузов, вузов). Также очень отрадно видеть и высокую мотивацию, вовлеченность в эту задачу, а также нацеленность на результат у сотрудников центра и всех преподавателей физкультурного и других отделений колледжа, которые этим проектом занимаются. Это и меня мотивирует как руководителя, например, изыскивать еще больше ресурсов и возможностей для своих коллег в колледже, чтобы они продолжали свою работу эффективно и дальше.

В конечном итоге, от всех этих наших проектов выигрывает потребитель наших образовательных и смежных услуг – наш студент, который получает интересную профессию с современными практическими навыками работы по своему направлению. И далее – работодатель, который получает квалифицированного молодого специалиста, обладающего всех спектром и базовых, и дополнительных компетенций, востребованных временем.








Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus