Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Александр Патрушев

Руководитель секретариата главы Республики Коми
От муниципального чиновника до главного помощника главы Республики Коми
8 декабря 2014 года 17:35
Александр Патрушев
Фото Ивана Федосеева

За полтора десятка лет муниципальный чиновник вырос до главного помощника главы Республики Коми. И все это во многом благодаря участию в проекте регионального кадрового резерва. Буквально два месяца назад Александр Патрушев был назначен руководителем секретариата главы республики Вячеслава Гайзера. О том, какую роль в назначении сыграло его нахождение в списке резервистов, А. Патрушев рассказал в интервью «Комиинформу».

- Александр Вячеславович, как все начиналось? Сколько времени потребовалось, чтобы занять такую должность?

- Стаж на государственной службе у меня уже более 16 лет. После окончания физико-математического факультета пединститута вернулся в родной район и устроился в управление по социальным вопросам администрации Княжпогостского района. На муниципальной службе проработал более пяти лет. За это время успел получить второе высшее образование, закончил факультет государственного и муниципального управления КРАГСиУ, год передохнул и поступил в аспирантуру. В основном занятия были вечерние, хотя это и считалось заочным отделением. Но поскольку было очень непросто с Княжпогостского района добираться до вуза вечерами, на семейном совете мы решили перебраться в Сыктывкар.

Перевелся на работу в управление по социальным вопросам по г. Сыктывкару, но буквально через два месяца кардинально поменял направление деятельности, устроился в Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, где прошел все ступеньки карьерной лестницы - от консультанта отдела до начальника управления делами. Этот период также занял 5,5 лет.

Уже работая в министерстве, получив степень кандидата политических наук, решил поучаствовать в конкурсе и попасть в резерв управленческих кадров Республики Коми.

- Как давно это было?

- Это был конец 2008 года — начало 2009. Нас, резервистов, регулярно приглашали на программы повышения квалификации, круглые столы, всевозможные мастер-классы, стажировки в органах государственной власти. Все это вместе позволило повысить профессиональный уровень.

Для резервистов организовывались встречи с руководителями государственных органов, примерно раз в год - с главой республики. Мои коллеги по кадровому резерву, особенно не связанные с работой в органах власти, выделяли именно такие встречи, потому что они позволяют спокойно пообщаться с сильными мира сего.

- Каким образом участие в проекте повлияло на ваш карьерный рост?

- Уже в 2009 году меня пригласили на работу в Аппарат Государственного Совета республики.

И тот факт, что я был в составе кадрового резерва, стал одним из решающих факторов моего назначения. Три года я проработал руководителем секретариата, и еще два года заместителем руководителя Аппарата Госсовета.

- Карьера ваших коллег по резерву тоже пошла в гору?

- Нас в первом потоке было не так много, всего 28 человек. Конечно, много произошло назначений из их числа. Мы до сих пор общаемся, следим за карьерой друг друга.

Последний резерв, 2012 года, был значительно больше по количеству участников. Но и из второго потока также многие получили назначения на государственные должности Республики Коми, в высшую группу должностей категории «руководители», в государственные и муниципальные органы власти.

Среди моих коллег по резерву – руководитель Агентства РК по физической культуре и спорту Степан Чураков, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды региона Роман Полшведкин, заместитель министра образования Коми Вероника Лесикова, заместитель руководителя Службы РК по лицензированию Владимир Шелест, заместитель руководителя Аппарата Госсовета Коми Игорь Труфанов. Список можно продолжать и дальше…

- По-моему мнению, в резервисты идут люди очень активные по жизни, которые хотят не просто построить карьеру, хотя, может, для кого-то это и есть самоцель. Так ли это?

- Думаю, люди идут в резерв целенаправленно. В первую очередь, идут те, кто уже имеет определенный опыт, квалификацию, наработанную компетенцию, или те, кто хотел бы реализовать себя уже в другой сфере. Особенно это касается людей, которые ранее не работали в системе органов государственной власти.

- Вы начали свою карьеру в «социалке», продолжили в сфере ЖКХ, затем работа, в сфере законотворческого процесса, сейчас практически правая рука руководителя региона... Сложно ли было переходить из одной отрасли в другую, менять так круто направления?

- Как говорили наши преподаватели — законы менеджмента универсальны. Если эти знания есть, то их можно использовать в любой отрасли. Умеешь управлять людьми, подбирать команду, распределять функционал, планировать, контролировать — все получится. Всему этому нас и учат как участников проекта по кадровому резерву. Конечно, везде есть своя специфика. Взять, к примеру, опыт работы по обеспечению деятельности первого лица в министерстве. Там по долгу службы приходилось курировать кадровый, юридический, информационно-аналитический отделы, связь с общественностью, обращения граждан, то есть нести ответственность за весь спектр направлений, обеспечивающих деятельность министерства.

В минархстрое занимался больше аппаратной, кабинетной работой - с документацией, со структурными подразделениями. В секретариате спикера регионального парламента - приходилось очень много общаться с людьми, было очень много командировок. За эти годы неоднократно побывал в каждом районе республики. Это была очень интересная и познавательная работа. Во время работы в Госсовете прошел, в том числе и курсы повышения квалификации по вопросам дипломатического и общегражданского протокола и этикета в Дипломатической академии МИД России. Эти знания мне очень пригодились в вопросах обеспечения деятельности председателя Госсовета республики.

- Какие впечатления от новой должности?

- Конечно, в первую очередь, обеспечение деятельности первого лица республики – это большая ответственность. При подготовке совещаний под председательством главы Республики Коми, встреч, рабочих поездок, писем и т.д. идет взаимодействие с руководителями органов государственной власти, администраций муниципалитетов, с представителями федеральных органов власти. Необходима доскональная проработка материала, ошибок быть не может. Об этом приходится думать 24 часа в сутки.

Опять же сфера вопросов, которыми занимается глава республики, охватывает буквально все отрасли и направления, поэтому и мой прежний опыт работы здесь тоже пригодился.

- Что можете пожелать вашим коллегам из резерва управленческих кадров, которые еще не получили возможность применить свои силы, или тем, кто еще только мечтает попасть в список резервистов?

- Стараться не стоять на месте, постоянно получать новые знания, новый профессиональный опыт, выполнять свою работу качественно, лучше других, ставить перед собой цели и достигать их, и что немало важно, иметь активную жизненную позицию. Так вот учишься, работаешь, получаешь новые знания, нарабатываешь опыт – все это вместе обязательно когда-то «выстрелит» и тебя заметят.

В следующем году состоится новый набор в резерв управленческих кадров. Желаю удачи тем, кто чувствует в себе потенциал, кто хочет реализовать себя в своей или совершенно другой отрасли, особенно тем, кто еще не имеет опыта работы в системе государственной власти.

А еще хочу добавить, что по собственному опыту знаю, работая на руководящих должностях, при приеме на работу нового человека всегда обращаешь внимание на то, состоит ли он в кадровом резерве или нет. Так как это важный пункт, который характеризует жизненную позицию человека.

Беседовала Светлана Быковская.