Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Олег Филимонов

Вице-президент Ассоциации книгоиздателей России
"Современный читатель мимикрирует в читателя СМС-ок"
23 апреля 2014 года 11:13

21 апреля в Агентстве РК по печати и массовым коммуникациям прошел первый межрегиональный семинар по повышению квалификации издательских кадров. Его инициатором стала Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ). Познакомившись с системой книгоиздания в республике, специалисты из Москвы отметили сильную традицию и большой поток издаваемой литературы, в сравнении со многими центральными регионами. Что надо для того, чтобы книжный бизнес успешно развивался, какова в этом роль государства, как мимикрирует современный читатель и какая региональная литература интересна в России, Финно-угорскому порталу рассказал вице-президент АСКИ Олег Филимонов.

- Чему посвящен ваш визит в Республику Коми?

- Формальный повод - это цикл наших мероприятий, посвященных юбилею первой печатной книги. В начале марта ей исполнилось 450 лет, но в течение всего года наши мероприятия проводятся под эгидой этого абсолютно неординарного юбилея: по сию пору книга имеет фундаментальное значение для русской культуры в целом. Кроме того, наш приезд сюда почти совпадает с другой датой: это 23 апреля - международный день книги и авторского права. Это два формальных повода. Фактической же причиной, по которой мы приехали в Сыктывкар, стал ежегодный план нашей деятельности, в соответствии с которой мы проводим в региональных центрах мероприятия, связанные с повышением квалификации издательского персонала.

- Вы целенаправленно включили Коми в свой план?

- Да. У нас есть расчеты географической разности: мы проводим семинары не просто в разных городах и регионах, но планируем их таким образом, чтобы покрыть максимальную территорию России. Все наши мероприятия носят межрегиональный характер. На нынешний семинар в Сыктывкаре мы звали ваших соседей. Приехали, как вы знаете, издатели из Кирова. Из Архангельска, Вологды, Санкт-Петербурга не смогли приехать по объективным причинам. Мы рады, что, наконец, добрались до вас, потому что Коми занимает, скажем так, приметное место в издательском калейдоскопе национальных республик России. Пока еще не первые места, но устойчиво в десятку издательских школ входит.

- Это наработки советского наследия или нового времени?

- Даже тогда, когда издательства появляются относительно недавно, всегда они основываются на существующей издательской традиции данной территории. А если традиция подкреплялась наличием серьезной читательской аудитории, то здесь результат не случаен. Что касается Коми, то тут книжное издательство вполне профессионально работало. Целый ряд областей и республик и в советское время и теперь издательств не имеют вовсе. Это серьезный пробел, который, может, не очень заметен со стороны, но если регион не имеет своих издателей, это не просто изъян, это изъян с перспективой. Мы не только им обладаем, мы им будем обладать и завтра. Можно, конечно, себя утешать тем, что существует серьезные крупные московские издательские центры, их книги продаются повсеместно по России, но дело в том, что издательская культура не рождается в Москве и Санкт-Петербурге, как у нас сейчас почему-то принято считать. Она рождается на местах. В столицах она потом транслируется, воспроизводится на более качественном уровне. Но если поглядеть на корни происхождения тех или иных издательских удач, они всегда региональные. И авторы, и художники, и сами намерения - они возникают в провинции, за некоторым исключением, потому что Москву я вовсе не хочу обижать. Но все, что касается краеведения, странно и ожидать, что в Москве родится увлекательная книга по краеведению Нижнего Поволжья или Коми.

- А кому-то, кроме читателей Нижнего Поволжья или Коми интересна такая книга?

- Как может быть не интересна этнография страны? Ну, если я математик, мне, может, все равно, были или нет промыслы в Коми. Но в целом, если говорить о книжной культуре, без такой миниатюры, как книгоиздание Коми, книгоиздание России неполно. Тут надо иметь культурную, идейную дальновидность, чтобы понять, что без какой-то книжной или культурной малости карта будет абсолютно неполна.

Мы некоторое время назад организовали проект «Издательская карта России» и для начала продемонстрировали книги из различных регионов в Совете Федерации. Выяснилось, что издательская карта России с громадными лакунами, полностью неоткрытыми территориями в книжном плане. Причем территориями не только отдаленными, но и в европейской части: Иваново, Курск, Тамбов, Пенза, - целый ряд областей, которые своих издательств не имеют, или имеют такие крошечные отделы, которые не могут воспроизвести весь объем книжной потребности в тех или иных областях. Это опасная стезя, по которой можно вообще утратить интерес к книге у следующего поколения. Если мне нечего предъявить, чтобы мои дети были патриотами малой родины, то корни утрачиваются. Полные знания не могут быть вредными. В лучшем случае, они не принесут практической пользы сию минуту, но знание никогда никому не вредило. Если мы себя на этот счет обделяем, в будущем это будет иметь нехорошие последствия. Истоки ремесел, обычаев, стилей берется именно от книжной культуры регионов. Вот в этом ответ на вопрос, почему мы в своем движении выбираем именно регионы.

- Как на этой карте выглядит Коми с ее шестью частными издательствами?

- Отвечу несколько уклончиво: вы выглядите, потому что многие не выглядят никак. С одной стороны, вы могли бы выглядеть и убедительнее, но и до Татарстана в плане бюджета вам далеко. Деньги - это ответ на многие вопросы. Конечно, если бюджет не дает возможности местному издателю или книготорговцу развиваться, то самому обеспечить это развитие сложно. Но, с другой стороны, не менее существенна инициатива. Обычно так и говорят: ну что ж мы можем - у нас денег нет. Да, экономический момент все определяет, но если при этом еще нет энтузиазма, если человек, который берется за издательское дело, лишен предпринимательской жилки или, скажем так, инициативы, то дело точно не получится. Экономика - это вопрос балансирования на канате: может, дойду до следующей площадки, а может, не дойду, но без инициативы точно не дойдешь - лучше и не начинай.

- О какой инициативе со стороны издателей мы можем тут говорить?

- Во-первых, надо знать, чем ты хочешь заниматься как издатель. Потому что «я бы издал, но не знаю что» - это не подход. Настоящий издатель всегда знает, для чего он приходит в этот бизнес. Краеведение - одна из вещей, о которой надо думать региональному издателю, одна из самых интересных тематических направлений провинциального издателя. «Провинциального» не в смысле второстепенного. «Провинциального» - это значит, ты лучше других знаешь, что происходит на твоей малой родине.

Второй элемент инициативности, в смысле, почему ты хочешь заниматься изданием книг, а не торговлей помидорами, - это информационная подготовка. Человек неравнодушный начинает изучать среду, какие возможности есть для его бизнеса. Это странно, но на наших выездных встречах вызывает удивление информация о том, что существуют целевые федеральные программы, другие возможности заработать деньги или получить социальный заказ на те или иные издания. Федеральные программы дают возможность окупить типографские расходы. Это 40% расходов, остается издательская подготовка и авторский гонорар: издательство оптимизирует свои расходы. Знает ли он об этом? Часто выясняется, что нет. Это странно. Есть отраслевая пресса, сайты. Более того, АСКИ в экспертном совете бьется как пограничник в каждом конкретном случае, когда речь идет о региональных заявках. Это одна из наших главных целей. Этим надо интересоваться. Есть и другие возможности: юридического консалтинга, ярмарочной деятельности. Эта работа значительно облегчает деятельность издательства.

- А что вы пожелаете региональному читателю?

- Читателю легче всего дать совет получать удовольствие от прочитанных книг, но я бы тут сказал роковые слова: на наших глазах читатель довольно сильно мимикрирует. Еще лет шесть-семь назад мы не думали, что появится новый тип читателя, который и книгу будет воспринимать как одно из вариативных средств получения информации. Ведь сама книга когда-то являлась предметом получения художественного наслаждения. Сейчас книгу рассматривают как информационный продукт. В этом смысле она, конечно, проигрывает в негласном соревновании со средствами массовой информации, интернетом и даже СМС-ками. Но нам бы очень не хотелось, чтобы читатель книг превратился в итоге в читателя СМС-ок. Имеет ли право он называться читателем в прямом смысле - большой вопрос. Вот это опасность. Говорят, что печатная книга обязательно проиграет электронной. Эти опасения я бы развеял с уверенностью: этого не произойдет. Электронная книга часть аудитории у печатной отвоюет, это без всяких сомнений. Но эта аудитория никогда не будет больше 25-30% от общего количества читающих книги. Те страны, где это направление развивается быстрее лет на пять, пришли именно к этому показателю и дальше уже не растут, США, например.

Но опасение в другом. Поскольку мы сейчас очень мало внимания уделяем воспитанию читателя, пропаганде книге, пропаганде чтения как социокультурного состояния развития нации, если мы так же точно будем к этому относиться, то мы рискуем в следующем поколении получить именно читателей СМС-ок. Но увы, это читатели неполноценные - ни с точки зрения грамотности, ни с точки зрения умения читать полифонические многосмысловые тексты. Художественное чтение заменить поглощением информационных блоков невозможно.