Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Ольга Винниченко

директор Юношеской библиотеки Республики Коми
Мы хотим уйти от стереотипа библиотеки старого формата, где много запретов и мало радости
12 марта 2014 года 9:50
Ольга Винниченко
фото Ивана Федосеева

ИА "Комиинформ" совместно с Министерством культуры Республики Коми продолжает цикл интервью с руководителями учреждений культуры и деятелями искусства в рамках проекта "Культура в лицах". О том, что удалось сделать в преддверии Года культуры в России, о планах и новых проектах рассказала директор Юношеской библиотеки Республики Коми Ольга Винниченко.

-Ольга Аркадьевна, человеку, который несколько лет не заходил в вашу библиотеку, уже с порога понятно, что здесь произошли кардинальные перемены...

-Еще в 2012 году, объявленном в Коми Годом молодежи, библиотека была совсем в другом состоянии. Мы понимали, что она востребована молодежью, но вид библиотеки посетителей не привлекал - ее содержание совершенно не соответствовало внешнему виду. В итоге мы написали проект "Библиотека для молодежи в новом формате" и получили финансирование. Миллион рублей был потрачен на косметический ремонт, приобретение мебели и оборудования. Также мы перепрофилировали многие помещения библиотеки, пространство стало открытым и удобным для молодежи.

Было время, когда мы стремительно теряли посетителей, в библиотеки переставали ходить. Комплектование было всегда хорошим, благодаря бюджетной поддержке, даже в те годы, когда было очень плохо с финансированием. Мы понимали, почему библиотеки теряли читателей, и знали, как изменить ситуацию, но просто не имели финансовой возможности решать эти проблемы.

Сейчас же, когда библиотека преобразилась, радует, что молодежь пошла в библиотеку не только за книгой, но и провести свободное время. При этом не мы их развлекаем, они делают это сами. Им лишь нужно предоставить место, куда можно было прийти и делать то, что хочется.

ubrk_(4).jpg

ubrk_(39).jpg

-Расскажите, какие залы преобразились самым кардинальным образом.
-Оформление читального зала стало ярким, рабочие места - удобнее, появились отдельные рабочие места для посетителей с ноутбуками. Главная идея в том, что мы открыли фонды читального зала. Это достаточно новое явление, потому что фонды обычно сильно оберегают, в результате их мало кто видит. Часто бывает так, что человек ищет по каталогу книгу, берет ее, а рядом на полке стоит еще много изданий по этой же теме, которые могли бы ему пригодиться, но читатель об этом и не подозревает. Теперь люди имеют возможность самостоятельно выбирать на полках все, что нужно.

В читальном зале также имеется компьютер для читателей, через который можно выйти на электронный каталог библиотеки, базы данных других библиотек, общемировые электронные ресурсы — все, что нужно, можно найти, никуда не выходя.

Самая масштабная задача этого года — переход на электронную выдачу книг. Нам удалось запустить проект "Автоматизация процессов обслуживания на основе внедрения технологий радиочастотной идентификации" и организовать автоматическое пользование библиотекой. Для этого мы проводим сейчас огромную работу: на каждую книжку наклеивается RFID-метка, она привязывается к электронному каталогу и к электронному читательскому билету для того, чтобы можно было считывать информацию.

-Что это даст?

-Когда весь фонд будет снабжен этими метками, читатель, заходя в библиотеку, может практически не обращаться к специалисту. В холле будет стоять терминал для самообслуживания, который позволит читателю самостоятельно сдать и записать книгу.

При этом библиотекари освобождаются от рутинной работы для того, чтобы отслеживать литературный процесс, предлагать читателям интересные вещи, разговаривать с посетителями о книгах — на все это у них теперь появится время. Мы очень долго работали как придаток к кафедре, а ведь читатели ждут от нас совершенно иного.

ubrk_(18).jpg

ubrk_(26).jpg

-Я вижу, что теперь в библиотеке два абонемента литературы. С чем это связано?

-Мы поняли, что надо разделить абонемент художественной и отраслевой литературы. Мысль была правильная, потому что когда художественная литература не выделялась, ее еще надо было походить поискать. Когда она стала располагаться в отдельном зале, мы сразу почувствовали, что за год выдача художественной литературы выросла на 20%. Кроме того, мы предельно открыли книжные фонды: в книгохранении осталась только малоспрашиваемая литература.

Кстати, мы уже начали выдавать электронные читательские билеты, все книги в этом зале снабжены RFID-метками. К концу года так будет работать вся библиотека. Нашим читателям электронные билеты выдаются бесплатно, вновь записавшимся они обойдутся в 15 рублей, как и билет старого образца. Чтобы читатель не забыл, какие книги взял, ему выдается контрольный листок, на котором написана дата возврата и контакты библиотеки.

ubrk_(14).jpg

-Я помню, раньше у вас был зал интернет-обслуживания. Его теперь нет?

-Сейчас интернет-услуги все менее востребованы среди читателей. Если еще лет пять назад там была очередь, то теперь компьютер с выходом в интернет нужен единицам. Тем более, что в библиотеке есть wi-fi.

Из освободившегося зала мы решили сделать зону комфортного чтения — зал "Тет-а-тет". Если читатель пришел писать реферат или курсовую, ему нужен стол и стул, а если он хочет посидеть на диване с журналом, ему сюда. Этот зал также располагает к дружеским беседам. Если люди, которые встретились на улице, хотят где-то посидеть и побеседовать, они совершенно беспрепятственно могут прийти в этот зал, причем для этого даже не нужно записываться в библиотеку. Кроме удобных диванов здесь есть журналы и книги. Даже если человек пришел сюда не за этим, он потянется полистать журналы, которые здесь ненавязчиво разложены. Таким образом, мы подводим людей к литературе.

Мы хотим уйти стереотипов библиотеки старого формата, где много запретов и мало радости. У нас запрет остается один: несанкционированный вынос литературы, все остальное делать можно.

ubrk_(25).jpg

-Я знаю, скоро у вас должен открыться новый зал...

-Да, зал "Пятый угол" - проект, получивший грант Главы Республики Коми в области библиотечного дела. По сути это клубная зона для молодежи, сюда тоже может прийти любой желающий, любая компания, люди, которым есть что сделать и есть что сказать. Больше всего этому залу радовались сериаломаны и любители анимэ. Для них это очень комфортное место, где можно посмотреть и обсудить увиденное. Ведь в городе очень мало мест некоммерческого досуга для молодежи, поэтому мы всегда радуемся, когда появляются места неформального общения, типа антикафе, где не нужно тратить бешеные деньги для того, чтобы провести досуг и как-то реализовать себя. Благодаря гранту размером в 100 тысяч рублей нам удалось купить новую мебель и технику.

В этом зале мы также планируем проводить занятия театральной студии, которую организуют специалисты отдела чтения и досуговой деятельности. Мы надеемся, что люди, которые хотят попробовать себя как актеры и режиссеры, к нам придут. Особенностью нашего театрального объединения станет то, что мы будем работать на хорошей литературной основе.

ubrk_(29).jpg

-Есть ли у вас мечта?

-Мне бы очень хотелось, чтобы рядом с библиотекой было уютное городское пространство. Есть ощущение, что городу нужны такие места. Было бы здорово, если бы в торце библиотеки появился книжный дворик в интересном дизайнерском решении - с клумбами, скамейками. Там же можно было бы выставить в открытый доступ книги. Это будет работать и на интерес горожан к чтению, и на комфорт города.

Беседовала Анастасия Маркова