Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

«ЛАСТОЧКИ» ПЕРЕД БУРЕЙ? /Обзор хода избирательной кампании по выборам в Госдуму РФ/

12 ноября 2003 года 0:1

«ЛАСТОЧКИ» ПЕРЕД БУРЕЙ? /Обзор хода избирательной кампании по выборам в Госдуму РФ/

СЫКТЫВКАР, 12 ноября (Комиинформ). Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу РФ вышла на финишную прямую. До дня голосования осталось меньше месяца, а впереди – самый интересный и острый период – агитация в СМИ, начавшаяся 7 ноября.

Сыктывкарский одномандатный избирательный округ №18.

По Сыктывкарскому одномандатному округу как и на прошлых выборах зарегистрированы восемь претендентов на место в российском парламенте от Коми. Из них пятеро – от партий и блоков (в 1999 году было трое).

Кандидаты пока используют стандартный набор агитационных средств. Это листовки, буклеты, плакаты, газеты. При этом каждый кандидат делает акцент на разные формы работы.

Так, генеральный директор ОАО «Связь» Коми Викентий Козлов, баллотирующийся в порядке самовыдвижения, основное внимание уделяет личным встречам с избирателями и размещению предвыборных материалов в СМИ. Со дня выдвижения он провел около 100 встреч в городах и районах республики. Как сообщили в штабе кандидата, наиболее часто избиратели задают ему вопросы о повышении оплаты труда бюджетников, индексации пенсий и сохранении северных надбавок, о решении проблемы безработицы, жилищно-коммунальной реформе. Ряд вопросов касается решения проблем на местах, например, улучшения состояния дорог, расширения услуг связи в районах. Во всех муниципалитетах Коми открыты общественные приемные кандидата, куда поступило более 1,5 тысячи наказов избирателей. Все они учтены в программе кандидата, отмечают в штабе.

Самовыдвиженец - гендиректор ООО «Агрофирма «Северянин» Василий Авдеев из Ухты планирует воспользоваться бесплатным эфирным временем и печатной площадью для обращения к избирателям. Помимо этого кандидат выпустил черно-белые листовки. Однако его помощники не опускают листовки в почтовые ящики, а зачитывают лично избирателям. В.Авдеев, по его утверждению, уже столкнулся с недостоверной информацией. По данным кандидата, проходили сведения о его якобы больших доходах и плохом состоянии здоровья. Однако к противникам В.Авдеев настроен не враждебно: «Моя профессия самая мирная – производить продукцию и кормить народ».

Начальник службы безопасности ЗАО «Тимангеология» Павел Соботюк, представляющий партию «Созидание», планирует открыть общественные приемные в Воркуте и Печоре. На встречах с ним избиратели поднимают самые разные проблемы – от детсадов до ЖКХ. Однако кандидат ничего не обещает: «Нужно личное участие народа, нельзя ждать, что кто-то решит проблемы за них». П.Соботюк также не отказывается от публичных дебатов и готовит агитационные материалы. Случаи использования «черных» пиар-технологий в отношении себя кандидат пока не замечал, а бороться с ними намерен законными способами.

Действующий депутат Госдумы РФ Валерий Марков, выдвигающийся от Народной партии России, на встречах с избирателями отчитывается о проделанной за четыре года работе. Среди агитационных материалов – листовки в черно-белом исполнении, письма. Общественные приемные В.Маркова как кандидата не открыты. Наказы, пожелания избирателей собираются на встречах. Чаще всего избиратели высказывают мнение, что население богатой республики не должно жить так бедно. Жители Инты обратились к депутату с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию и не допустить ликвидации шахт и самого города. В ответ в город пришла телеграмма из Госдумы РФ, где, в частности, говорится, что группа «Народный депутат» обратит внимание Правительства и Президента России на сложившуюся в приполярном городе ситуацию. Относительно «черного пиара» в штабе кандидата отметили, что в СМИ пока были лишь отдельные попытки «перевирания фактов».

Агитационными материалами кандидата от Союза Правых Сил, депутата совета Сыктывкара Александры Бушуевой станут прямые обращения к избирателям, разъяснение политики Анатолия Чубайса о реформе ЖКХ, рассказ о визитах лидеров партии в Коми. В республике уже побывали депутаты Госдумы РФ от фракции СПС Андрей Вульф, Елена Мизулина, Николай Травкин, в конце ноября ожидается приезд Ирины Хакамады и Эдуарда Воробьева. Материалов, порочащих достоинство кандидата, с начала кампании не было. В штабе А.Бушуевой это объясняют тем, что ведут чистую кампанию и не провоцируют конкурентов. На многочисленных встречах избиратели задают вопросы А.Бушуевой о реформе ЖКХ, свободе СМИ. Среди агитационных материалов - буклеты, листовки, газета «Правое дело». Общественные приемные кандидата открыты на базе приемных СПС во всех городах Коми.

К моменту подготовки обзора данные о своей предвыборной кампании не предоставили секретарь республиканского комитета КПРФ Леонид Мусинов, кандидат от ЛДПР, заместитель начальника ЗАО «Сыктывкарское монтажно-наладочное управление «Ураллестехмонтаж» Евгений Незнанов и бывший Глава республики, сотрудник Коми научного центра УрО РАН Юрий Спиридонов, баллотирующийся в порядке самовыдвижения. Информация о деятельности этих кандидатов будет распространяться по мере поступления.

Федеральный многомандатный избирательный округ

В федеральном бюллетене для голосования будет представлено 23 политических партии и избирательных блока. В списках 12 из них фигурируют 19 кандидатов от Коми. На предыдущих выборах в Госдуму РФ республика была представлена 28 кандидатами в списках 15 избирательных объединений и блоков.

Наиболее активно агитационную кампанию в Коми проводят «Яблоко», СПС, Народная партия России и КПРФ. Члены этих партий проводят пикеты, распространяют информационные материалы, выпускают газеты. Их рекламные щиты встречаются наиболее часто. 7 ноября коммунисты провели митинги по всей республике, где высказывали недовольство действиями нынешнего российского правительства.

Новый проект внедряет Союз Правых Сил: с избирателями заключается соглашение, где прописаны обязательства по реализации программы партии. В случае невыполнения обещанного кандидаты от СПС обещают снять свои кандидатуры на следующих выборах. Отделение партии также планирует провести театральный фестиваль.

Использование «грязных» технологий

«Черный пиар» станет неотъемлемым атрибутом нынешней кампании, но в Коми он не будет особенно отличаться от других провинциальных регионов, полагают политологи. По мнению экспертов, «грязные» технологии стали частью современных выборов, однако республике в области «черного пиара» пока далеко до Москвы и Санкт-Петербурга.

В Коми одной из «первых ласточек» использования «грязных» технологий в ходе нынешней избирательной кампании стали листовки без выходных данных, направленные против Викентия Козлова. Форма изготовления материалов дает повод обратиться для расследования в правоохранительные органы, полагают в Избиркоме Коми. По мнению экспертов, появление листовок означает, что определенные силы расценивают Викентия Козлова как одного из лидеров кампании.

В целом в Избиркоме РФ на сегодня находится более 30 обращений. Республиканский клуб «За честные выборы» уже успел направить в Избирательную комиссию Коми 18 жалоб, пять из которых удовлетворены.

При этом специалисты отмечают, что пока кампания проходит спокойнее, чем в 1999 году. Возможно, считают в Избиркоме РК, повысилась правовая культура избирателей в республике. Впрочем, окончательные оценки накала предвыборной гонки можно будет дать лишь в декабре.