Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью

Интервью Главы Коми Владимира Торлопова агентству "Комиинформ"

7 сентября 2003 года 0:1

Интервью Главы Коми Владимира Торлопова агентству "Комиинформ"

СЫКТЫВКАР, 7 сентября (Комиинформ). Прошедший День Республики Коми можно назвать самым «социальным» за последние годы. Впервые на праздник собралась в основном не политическая, а промышленная элита республики. Руководители крупнейших предприятий не просто отмечали 82-летие республики, но и решали ее текущие проблемы. О буднях и праздниках корреспондент «Комиинформа» побеседовал с Главой Коми Владимиром Торлоповым.

- Владимир Александрович, в чем, на Ваш взгляд, принципиальное отличие нынешнего празднования Дня республики от предыдущих?

- В этом году впервые в ходе подготовки и проведения Дня республики из бюджета не было потрачено ни одного рубля. Все культурно-развлекательные акции прошли за счет привлеченных средств, за счет спонсоров.

Правительство использовало День республики не только для подведения итогов, но и для решения ее социальных проблем. Например, 22 и 23 августа в Сыктывкаре и Воркуте работал заместитель председателя РАО «ЕЭС России» Вячеслав Синюгин, с которым мы совместно решали вопросы погашения долгов Заполярья перед энергетиками. В эти же дни республику посетил руководитель компаний СУАЛ и «Ренова» Виктор Вексельберг, с которым обсуждались вопросы, связанные с развитием на территории Коми алюминиевого бизнеса. Виктор Феликсович участвовал также в торжественном открытии первого в России крупного культурно-спортивного центра «Юность», полностью построенного за счет средств частных предприятий и пожертвований.

Впервые в этом году мы провели презентации сразу двух новых конкурсов: на лучший муниципалитет и лучшего благотворителя Коми...

Как видите, для членов Правительства праздничные дни на самом деле были, пожалуй, тяжелее и насыщенней, чем обычные.

- Раз так, давайте перейдём к будням. И начнём с самого больного вопроса для регионов: взаимоотношения с федеральным центром. Реально ли в ближайшей перспективе «сломать» тенденцию по перераспределению налогов в пользу Москвы?

- Одно из направлений программы развития бюджетного федерализма – это повышение централизации платежей за пользование природными ресурсами. К сожалению, это очень невыгодно для Коми. Так, в 2001 году норматив отчисления налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью в республиканский бюджет составлял 90 процентов, в прошлом году он снизился до 20, а с 2004 - будет зафиксирован на отметке 14 процентов. Так что, тенденция перераспределения бюджетных ресурсов в пользу федерального центра в ближайшее время сохранится. Мы регулярно отстаиваем свою позицию на встречах с руководством страны, федерального округа, но ломать бюджетные взаимоотношения - это не дело регионального Правительства. Это прямая обязанность наших депутатов в Госдуме и Совете Федерации. О чем мы им, кстати, постоянно напоминаем.

Задача же Правительства республики - искать решение проблем, независимо от правил игры, которые устанавливает центр. Например, привлечение средств федерального бюджета, то есть фактически возвращать деньги в регион посредством реализации на территории федеральных социальных программ. Эффективно использовать средства республиканского и местных бюджетов, создавать новые производства, реализовывать инвестиционные проекты. Все это дополнительные источники средств для формирования доходной части бюджета региона.

- Вы упомянули об эффективности использования средств местных бюджетов. Почему же сейчас города и районы плохо зарабатывают сами? Есть ли у них «пространство для манёвра»?

- К сожалению, очень сильна инерция. Некоторые главы до сих пор рассуждают так: сложилась в его районе определенная ситуация, и слава Богу. А ведь ее нужно улучшать! А для этого действовать грамотно и энергично, максимально эффективно используя те механизмы, которые я только что назвал. Нужно активнее привлекать в свой город, район инвесторов. Да, конечно, наши муниципальные образования сильно отличаются друг от друга по налоговому потенциалу. В прошлом году доходы Усинска, например, в 13 раз превышали его же расходы, а в Усть–Цильме, наоборот, расходы в 3 раза превышали сумму собранных налогов. Но именно для того, чтобы выровнять эти возможности, Правительство создало в прошлом году Фонд финансовой поддержки муниципальных образований. И ни один руководитель города или района не может сегодня сказать, что мы не выполнили перед ним свои обязательства. Властям на местах надо просто правильно распределить приоритеты своей деятельности и жить не только сегодняшним днем, но и думать о перспективе.

- Почему так тяжело идёт финансирование переселения людей из Воркуты и Инты? Удалось ли добиться в этом вопросе положительных результатов?

- Да, финансирование идет тяжело, но есть и определенные сдвиги. В прошлом году на эти цели нам было выделено 250 миллионов рублей, в этом уже чуть больше - 300 миллионов. Работаем, чтобы увеличить и эту сумму. Собственными силами многое мы сделать не сможем, поэтому предлагаем консолидировать наши бюджеты: республиканский и федеральный. Межведомственная комиссия по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов выступила в нашу поддержку и направила своё решение в Правительство России. Речь идёт об увеличении через год средств господдержки угольной отрасли вдвое.

Кроме того, с конца 2002 года идет реализация соглашения между Россией и Международным банком реконструкции и развития о займе на пилотный проект «Социальное реструктурирование районов Крайнего Севера». В его рамках Воркуте выделено 16,4 миллиона долларов. Сегодня готовится еще один проект по выделению средств МБРР на льготных условиях. Естественно, мы будем принимать в этом самое активное участие.

- Вы упомянули о важности инвестиционных проектов. Один из них – строительство железнодорожной магистрали «Белкомур». Когда же он будет реанимирован?

- Проект «Белкомур» жив – и это самое главное. Мы сегодня работаем с центром, чтобы включить проект в федеральную адресную инвестиционную программу на 2004 год. (Руководству «Белкомура» нужно будет подготовить проект бизнес-плана в целом по магистрали и по отдельному северному участку «Карпогоры-Вендинга».) Ведем переговоры и с частными иностранными инвесторами, проявляющими интерес к проекту. Учитывая, что этот этап должен быть конфиденциальным, я не могу пока сказать, с какими конкретно.

- Каковы будут приоритеты бюджетной политики на 2004 год?

- Как и в этом году, бюджет будет иметь социальную направленность. Пусть немного, но ежегодно мы увеличиваем, к примеру, процентное отчисление по статье «народное образование». (В прошлом году - 26,4 миллиона, в этом - 26,9 миллиона рублей). В первую очередь ресурсы бюджетной системы будут идти по тем направлениям, которые обеспечивают жизнедеятельность городов и районов. Это энергетика, ЖКХ, жилищное и дорожное строительство... Естественно, строго будет соблюдаться принцип сбалансированности. Мы это успешно сделали в 2003 году, благодаря чему платежный календарь у нас впервые за последние годы выполняется. В 2004 году будет продолжена работа по упорядочению системы социальных льгот и выплат, что соответствует федеральной позиции. Должен быть баланс между нашими финансовыми возможностями и теми обязательствами, которые мы даем жителям республики.

Большие надежды мы возлагаем, кстати, на недавно созданную Контрольно-счетную палату. Уверен, что она сделает хороший анализ проекта бюджета и даст свои рекомендации, как можно оптимизировать бюджетные расходы и повысить эффективность их использования.

- Владимир Александрович, давайте немного отойдём от экономической тематики и поговорим об административной реформе. Нужна ли она у нас в республике? Если да, то структура каких ведомств ещё изменится, скольких людей она коснётся?

- Административная реформа, безусловно, нужна, но это не стремительный процесс. Двигаться мы будем шаг за шагом, и изменения затронут все органы исполнительной власти. Я не смогу сейчас сказать, какого количества людей коснётся реформа, но если говорить о качественных изменениях, то многих. Вот пример: государственными служащими будут только те чиновники, которые выполняют собственно государственную функцию. Специалисты же вспомогательных направлений не будут включаться в категорию госслужащих. Государственно-правовое управление администрации Главы РК совместно со специалистами Госсовета работают сейчас над приведением республиканского закона о госслужбе в соответствие с федеральным.

- Вы не раз в своих выступлениях упоминали, что намерены делать ставку на молодёжь, на новую политическую элиту. Если не считать назначение трёх заместителей, как это выражается практически?

- Административная реформа в частности и предполагает подготовку и привлечение к управленческим процессам как можно большего числа молодежи. Вы должны были заметить, что при всех кадровых изменениях, происходящих сегодня в Коми, в большей части к управлению привлекаются совершенно новые люди. Не из привычной всем «обоймы». Кроме того, сейчас идет подготовка так называемого кадрового конкурса. Фактически мы сегодня уже создали базу данных из молодых людей республики, на которых можно делать ставку на ближайшую перспективу. Кстати, некоторые из них пока не подозревают, что попали в наше поле зрения.

- А получается ли, на Ваш взгляд, работа у новых назначенцев – как заместителей, так и руководителей министерств и ведомств?

- За такое короткое время пребывания в управленческих структурах оценить деятельность новых людей невозможно. Тем не менее, могу сказать, что направления деятельности, над которыми мы сейчас работаем, - правильные, нужные и диктуются нынешним временем. Я имею в виду налаживание нормальной деятельности систем жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования. Ведущие направления определены, порядок их действий тоже. Я не сомневаюсь, что у нас будет получаться все то, что мы наметили.

- Не так много времени осталось до выборов в Государственную Думу. Скажите, как Вы относитесь к законопроекту СПС, запрещающему членам Правительства заниматься партийной деятельностью? Используется ли в Коми административный ресурс?

- По моему твердому убеждению, министры и члены правительства должны выполнять прямые обязанности: руководить соответствующими отраслями. Политические симпатии и антипатии, партийные предпочтения они могут высказывать вне рабочего времени, в первую очередь - у избирательных урн. То же самое я бы отнес к руководителям муниципалитетов: для них не должно быть предпочтений ни для каких партий и движений. Самая главная партия для них – это жители городов и районов. А так называемый административный ресурс… Да, он должен использоваться, но только в одном случае. Для обеспечения равных избирательных прав граждан при голосовании. Если кем-то будет осуществляться другой административный ресурс, на это есть соответствующие компетентные органы, которые должны вмешиваться и пресекать это.

- Ваши ожидания в связи с предстоящей выборной кампанией?

- Выборы в Госдуму России проходят у нас при достаточно стабильной общественно-политической обстановке, при высокой явке избирателей. Так, в 1999 году на выборы пришли практически 60 процентов избирателей. Примерно такую же явку, как показывают социологические опросы, можно ожидать и в декабре 2003 года. Мандаты депутатов должны получить достойные люди, которых предпочтет избиратель. А сомневаться в мудрости и здравом смысле многонационального народа республики, которые он не раз демонстрировал, у меня нет никаких оснований.

Беседовал Константин БОБРОВ, «Комиинформ».