Новости Республики Коми | Комиинформ

Драматурги предлагают создать в Сыктывкаре центр финно-угорской пьесы

Драматурги предлагают создать в Сыктывкаре центр финно-угорской пьесы
Драматурги предлагают создать в Сыктывкаре центр финно-угорской пьесы
logo

Итоги прошедшего в Сыктывкаре семинара-конкурса финно-угорских драматургов подвели в Национальном драматическом театре Коми.

Победу в конкурсе пьес одержал карел Сеппо Кантерво с пьесой "Эхо", рассказывающей о пленных карелах в Финляндии в годы второй мировой войны.

Второе место занял удмуртский автор Глеб Павлоид с пьесой "Художник и Надежда", третье место за пьесу "Сексот" - у коми драматурга Александра Суворова.

На конкурс, объявленный несколько месяцев назад, пришло двадцать пьес от авторов из Коми, Удмуртии, Карелии, Марий Эл, Тюменской области, Коми-Пермяцкого округа. Трех дней семинара, проходившего в зале финно-угорского центра РФ, не хватило, чтобы обсудить все работы. Было рассмотрено 13 пьес тех авторов, которые лично участвовали в семинаре, в том числе – интерактивно: по скайпу круглый стол семинара связался с Сеппо Кантерво из Карелии, Виктором Крекером из Тюмени и Александром Суворовым, коми автором, который в этот момент находился в Новгородской области.

IMG_8505_600x450.jpg

Участникам семинара были предложены разные способы знакомства с пьесой: артисты национального театра провели читку пьесы "Художник и Надежда", рассказывающей о жителях деревни, подлежащей затоплению. Одна из конкурсных пьес - "Сексот" - была показана на сцене. Кроме того, все пьесы были выложены заранее на сайте театра komiteatr.ru. Лучшие пьесы семинара будут рекомендованы к постановке в театрах России, а также напечатаны в финно-угорских литературных журналах и российском журнале "Современная драматургия".

Пьесы подробно рассматривались с точки зрения критика, режиссера, актера и драматурга, обращалось внимание на построение, лексику и многие другие аспекты. "К сожалению, вольнослушателей в Сыктывкаре нашлось меньше, чем ожидалось. Это говорит и о слабом развитии драматургии в целом. Ведь и среди молодых авторов наибольшая доля – поэты, а пишущих пьесы авторов даже в целой Республике Коми можно на пальцах пересчитать", - отметила завлитчастью нацтеатра Евгения Удалова.

Павел Руднев, театральный критик из Москвы, доцент ГИТИСа, главный эксперт нынешнего семинара подробно и тактично проанализировал работы финно-угорских авторов и прочел лекцию о драматургии постсоветского времени. Вторым экспертом выступила Елена Остапова – доцент кафедры коми филологии СыктГУ.

Одной из участниц конкурса стала Алёна Шомысова, коми поэтесса, для которой пьеса "Шувгей" стала первой драматической работой. Тем не менее эксперты отметили творческие способности молодого автора, интересный выбор тем и образов, смещение сознания героев от языческого к христианскому. Пьеса по мотивам удмуртских легенд "Змеиный рог" Ульфата Батретдинова, главного редактора детского журнала "Кизили", прибывшего на семинар из Удмуртии, была отмечена за поэтичность текста и богатство метафор.

В заключительный день семинара прозвучало предложение создать в Сыктывкаре центр финно-угорской пьесы. Специалист центра мог бы организовывать подобные мероприятия, собирать материал, к которому могли бы обращаться все финно-угорские театры.

Национальный театр Коми проводил подобные семинары несколько раз, во время финно-угорских театральных фестивалей для детей и юношества "Ен дзирд". Организатор, эксперты и драматурги пришли к выводу, что надо встречаться регулярно, хотя бы раз в год, расширить состав участников и организовать лабораторию: авторы в дни семинара пишут, а режиссеры тут же ставят пробные пьесы-малютки.

*** Семинар состоялся благодаря средствам гранта "Этноинициатива" министерства национальной политики РК.