Некоторые пункты проекта закона "Об образовании" подверглись критике со стороны представителей отрасли образования. В частности, несколько острых моментов обозначил на заседании государственно-патриотического клуба регионального отделения партии "Единая Россия" по обсуждению проекта нового федерального закона сегодня, 27 августа, декан математического факультета СыктГУ Вячеслав Антонов
В качестве примера Вячеслав Антонов привел такую фразу из текста проекта закона: "Преемственность программ предполагает адаптивность системы образования у форме подготовки обучающихся".
"Все специалисты вузов знают что это такое. Это означает, если абитуриент пришел неподготовленный, то для него устанавливают компенсирующие, корректирующие курсы для того, чтобы подвести его к тому уровню, который нужен для высшей школы, - заявил преподаватель. - Только в законе не отражено, каким образом это нужно делать. Каким образом образовательные учреждения следующего уровня будут компенсировать эту разницу, а она всегда есть, была и будет".
Свое несогласие Вячеслав Антонов выразил и по поводу вопроса подушевого финансирования применительно к высшему образованию.
"Этот вопрос стоит принципиально для высшего образования, так как существует понятие отчисления студентов, не справляющихся с требования государственных стандартов, - подчеркнул декан, - и понятно, что финансирование уменьшается. Возникает еще одна коллизия: либо мы отказываемся от отчисления, и вынуждены учить по принципу — дотянем до конца, а там, что получится то и получится, либо мы поддерживаем уровень, обеспечиваем качество. В советское время четко было оговорено, что вуз имеет право без ущерба с точки зрения финансирования отчислять до 20 процентов студентов. На всех технических и естественных специальностях это приведет к тому, что они будут иметь дефицит финансирования и у каждого вуза, реализующего эту программу будет постоянно стоять проблема, откуда взять деньги для того чтобы довести эти группы до выпуска".
Недовольны специалисты вузов и формулировкой в законе, где говорится, что платная индивидуальная деятельность с лицами, обучающимися учреждении высшего образования, не допускается.
"То есть, в законе прописано, что преподаватели образовательных учреждений не имеют права на индивидуальную деятельность с обучающимися. Это будет очень мощный удар для профессионального образования, - заявил Вячеслав Антонов. - Если у студента будет проблема усвоения программы, ему не к кому будет обратиться за дополнительными образовательными услугами, так как специалистов дать ему услуги не будет. Нужно вернуть в закон схему, которая действует сегодня, когда преподаватель не имеет права оказывать платные образовательные услуги обучающимся, с которыми он непосредственно ведет образовательную работу. Почему преподаватель на микробиологическом факультете не может быть репетитором у студента химико-биологического факультета? Они никак не связаны, но у студента появляется возможность, если он не успевает, получить эту услугу".