Новости Республики Коми | Комиинформ

В Коми ищут цивилизованное решение правовой коллизии, возникшей вокруг МРОТа

В Коми ищут цивилизованное решение правовой коллизии, возникшей вокруг МРОТа
В Коми ищут цивилизованное решение правовой коллизии, возникшей вокруг МРОТа
logo
В Коми ищут цивилизованное решение правовой коллизии, возникшей вокруг МРОТа
Фото Ольги Репиной.

Проблемы, возникшие вокруг начисления северных надбавок на минимальный размер оплаты труда, обсудили сегодня, 9 июня, в столице Коми. Свои позиции высказали представители профсоюзов, законодательной, исполнительной и судебной властей Коми.

Открывая обсуждение, лидер профсоюзного движения Коми, депутат Госсовета Дмитрий Лукашенко напомнил, что 10 марта этого года постановлением президиума Верховного суда Российской Федерации утверждены рекомендации по вопросам судебной практики при разрешении вопросов трудового законодательства, где, в частности, утверждается, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не входят в минимальный размер оплаты труда. Правительство и Государственный совет Коми обратились за разъяснениями в Госдуму, Минздравсоцразвития и Верховный суд России.

Между тем, работники бюджетных организаций республики поспешили с исковыми заявлениями в городские и районные суды, которые пока не встали ни на сторону работодателя, ни на сторону работника. В ряде судов, таких как в Княжпогостском районе производства по поданным искам приостанавливают до конца июня.

"В случае, если суды последней инстанции обяжут бюджетные учреждения республики выплачивать заработную плату с учетом оклада (ставки) не ниже минимального размера оплаты труда, правительством будут изыскиваться возможности финансово обеспечить указанные решения", - озвучил официальную позицию министерства экономического развития Коми первый зам Владимир Тукмаков.

Он также отметил, что в официальной информации, полученной от Минздравсоцразвития, было отмечено, что сейчас рассматривается возможность нормативных изменений, поскольку в действующем законодательстве нет четкого понятия МРОТа.

Руководители отраслевых профсоюзов заявили, что они сдерживают бюджетников, рвущихся в суды и надеются этот вопрос решить цивилизованно. "Мы прекрасно понимаем, что у бюджета нет денег, чтобы пересчитать всем заработные платы, но людское терпение заканчивается, мы должны знать, что предпринимает правительство по этому поводу", - заявила председатель профсоюза отрасли здравоохранения Люция Витер.

Как заявил замминистра экономического развития Коми Юрий Вишневский, в том,  что в нынешней ситуации ущемлены права северян и необходимо выводить северные надбавки за пределы МРОТа, никто не сомневается, но как это сделать при действующем законодательстве, большой вопрос.

"На последнем заседании республиканской трехсторонней комиссии, все стороны пришли к единому мнению, что МРОТ надо увеличивать и правительство Коми имеет право установить региональный размер МРОТ, но возникает законный вопрос — где взять деньги? - сказал Юрий Вишневский. - В июле  будет рассматриваться финансово-экономическое положение региона по итогам полугодия, исходя из этих показателей правительство Коми будет рассматривать возможность  увеличения регионального МРОТа. Второй вариант решения проблемы — это внесение изменений в федеральное законодательство, статьи Трудового кодекса.

Второй вариант решения проблемы поддерживает и вице-спикер Госсовета Евгений Шумейко. Законодатель отметил, что перерасчет зарплат бюджетникам потребует 40 миллиардов рублей в год. Быстрых решений в этом вопросе не может быть, с этим согласились все участники круглого стола и решили встретиться еще раз, но уже с участием первых лиц республики, которые озвучили бы конкретное и поэтапное решение создавшейся правовой коллизии.

*** 20 апреля 2007 года вступил в силу Федеральный Закон "О внесении изменений в ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ". В соответствие с этим законом, с 1 сентября 2007 года утратили свою силу часть вторая статьи 129 и часть четвtртая статьи 133 Трудового Кодекса РФ. В результате уровень оплаты труда работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, фактически сравнялся с уровнем оплаты труда работников проживающих в регионах страны с благоприятными климатическими условиями. Это произошло за счет того, что в понятие минимального размера оплаты труда были включены компенсационные выплаты за работу в неблагоприятных климатических условиях, стимулирующие и социальные выплаты.

Помимо этого, до вступления в силу вышеуказанного Федерального Закона повышение минимального размера оплаты труда влекло за собой и повышение до этого размера первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников государственных (муниципальных) учреждений, так как размеры тарифных ставок, окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников в соответствии с предыдущей редакцией статьи 133 Кодекса не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.

Государственный Совет и правительство РК дали отрицательный отзыв при обсуждении проекта ФЗ № 54 "О внесении изменений в ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ, однако закон был принят. В 2008 году сессией ГС РК было принято обращение в адрес правительства РФ по законодательному урегулированию вопроса об определении структуры заработной платы и минимального размера оплаты труда.