Новости Республики Коми | Комиинформ

Государственному Совету четвертого созыва есть чем гордиться - Марина Истиховская

Государственному Совету четвертого созыва есть чем гордиться - Марина Истиховская
Государственному Совету четвертого созыва есть чем гордиться - Марина Истиховская
logo
Государственному Совету четвертого созыва есть чем гордиться - Марина Истиховская
Фото пресс-службы Госсовета РК
В этом году Государственный Совет Республики Коми отмечает свое 15-летие. На фоне почти 72-летней истории законодательного органа республики, львиная часть которой пришлась на эпоху Верховного Совета Коми АССР, это достаточно скромная дата. Тем не менее, она знаменует собой очередной этап развития парламентаризма в республике. О том, по какому пути пойдет это развитие, какие шаги необходимо предпринять, чтобы повысить качество принимаемых законов и, как следствие, качество жизни в нашей республике, в интервью с председателем Государственного Совета РК Мариной Истиховской.

- Марина Дмитриевна, срок деятельности четвертого созыва Государственного Совета приближается к концу, по крайней мере, уже можно говорить об итогах работы нынешнего состава республиканского парламента за три года. Какие из принятых за это время решений, на Ваш взгляд, достойны войти в число таких, которыми можно гордиться?

- У каждого созыва парламента есть предмет для гордости. Скажем, бесспорным предметом гордости второго созыва нашего законодательного органа стал закон о Контрольно-счетной палате.
Государственному Совету четвертого созыва тоже есть чем гордиться. Впервые за многие годы были приняты несколько законов, целью которых является не развитие экономики, не установление мер социальной поддержки (хотя и такие законы мы принимали), а изменения правил общественного поведения по разным направлениям.
Возьмем, например, закон о профилактике нарушений среди несовершеннолетних. Согласитесь, что это воспитательный закон. Он направлен на изменение ситуации с детской преступности, вообще с воспитанием детей. Помните, как широко обсуждалось введение "комендантского часа"? И сегодня еще у многих родителей есть недопонимание важности и необходимости такой меры. А суть ее в том, что возникает ответственность не только у специалистов различных государственных служб, но и у родителей. Установлено время пребывания детей на улице, а после десяти вечера родители - уже в соответствии с законом - должны уделить внимание своему ребенку.
Такую же гуманитарную миссию несут законы об ограничении продажи алкоголя, об охране общественного порядка.
Четвертый созыв столкнулся также и с финансово-экономическим кризисом. Поверьте, депутатам радостно принимать социально значимые законы, когда есть средства. И насколько непросто депутатам дается решение о сокращении каких-либо программ… И, тем не менее, несмотря ни на что, социальный приоритет бюджета был сохранен.

- В марте 2011 года жителям республики предстоит избрать новый состав законодательного органа власти. В Вашем представлении, каким должен стать Государственный Совет пятого созыва?

- Мне бы не хотелось, чтобы это было только мое собственное представление. Более важно, размышляя о том, каким должен быть состав, структура, численность парламента, услышать позицию жителей нашей республики. Лучше всего это можно сделать на встречах с населением, которые регулярно проводят наши депутаты.

- И, тем не менее, если говорить о численности депутатского корпуса, сколько нужно депутатов, чтобы парламент работал наиболее эффективно?

- В своем нынешнем составе Государственный Совет работает уже два созыва. На мой взгляд, 30 парламентариев справляются с возложенными на них обязанностями. Надо ли увеличивать состав законодательного органа? Не думаю. Тем более, что по численности депутатов в субъекте Федерации мы попадаем в ту градацию, которая обозначена в проекта закона, обсуждаемого сейчас в Государственной Думе.

- А если, наоборот, встанет вопрос не об увеличении, а о сокращении депутатского корпуса? Не пострадает ли в этом случае представительство территорий?

- Вы первая, кто задал такой вопрос. Больше ни от кого подобной версии я не слышала. Напротив, если кто-то на сей счет что-то и говорит, то как раз об увеличении численности депутатов.
При этом считаю, что представительство территорий не пострадает. И сегодня у нас есть депутаты-одномандатники, которые представляют муниципальные образования, есть политические партии, которые тоже представляют наше население. Наверно, вы имели в виду несколько другое. Сегодня бытует мнение, что каждое муниципальное образование должно иметь своего представителя в законодательном органе власти. То есть административно-территориальный принцип представительства.
Согласно федерального законодательства сегодня это невозможно. Такая система выборов действовала в 90-е годы. Современное законодательство определяет представительство в законодательном органе субъектов от приблизительно равного количества избирателей. Для того, чтобы обеспечить выполнение федерального закона и при этом обеспечить представительство от муниципальных образований, мы должны взять муниципальное образование с наименьшим числом избирателей, у нас это Койгородский район - около 8 тысяч. Тогда от Ухты, где почти 96 тысяч избирателей, будет 12 депутатов, от Воркуты, где 85 тысяч, - 11, и т.д. А всего у нас будет только представителей от территорий (одномандатников) 70. С учетом того, что сегодня действует смешанная система выборов (ред. - 50% избираются по одномандатным окргам, 50% - по партийным спискам), депутатов всего будет – 140. При этом представитель Койгородка – один из ста сорока. Разве это правильно?
Ныне действующая система дает наибольшую возможность представительства интересов каждого муниципального образования.

- Хорошо, а насколько нынешняя, смешанная система избрания в Госсовет отвечает требованиям времени? Нет ли смысла нашему законодательному органу, как Госдуме РФ, перейти к системе избрания по партийным спискам?

- Здесь нужно руководствоваться только интересами наших избирателей. Готовы они к переходу на данную систему? Лично я как избиратель хотела бы все-таки знать фамилию и имя конкретного депутата, за которого отдала свой голос, и при этом понимать, что мои политические интересы тоже учтены. На мой взгляд, сегодняшняя смешанная система наиболее рациональна.

- Чтобы Госсовет отвечал современным требованиям, необходимо сформировать соответствующую нормативно-правовую базу. Какие изменения здесь назрели?

- Сейчас идет активная подготовка к первому заседанию Временной комиссии, которая и будет заниматься этими вопросами. На первом ее заседании будет принят план нормотворческой работы. В нем будет присутствовать разработка закона "О Государственном Совете Республики Коми", новая редакция Регламента и др.

- А что это за закон и зачем он нужен?

- У нас три ветви власти, но приняты законы только по двум из них. Есть закон о Конституционном суде РК, об органах исполнительной власти, а о законодательном органе нет. Необходимо восполнить этот пробел и обозначить, что такое законодательный орган власти в Республике Коми, его статус, принципы его работы, его отношения с другими ветвями. В связи с этим необходимо внести изменения и в Конституцию, которая сегодня содержит процессуальные нормы, место которым - в регламенте. Ведь неужели содержащееся в Основном законе республики правило о том, что первое заседание законодательного органа власти должен вести старейший по возрасту депутат, настолько же важно, что его надо ставить рядом с нормами о правах и свободах человека?
И таких вопросов достаточно много, как в Конституции, так и в Регламенте Государственного Совета. В нем есть нормы, которым не место во внутреннем документе законодательного органа, они достойны закона.

- Работа предстоит большая. Вы будете привлекать специалистов со стороны или управитесь своими силами?

- С этим мы определимся на первом заседании Временной комиссии. Я бы привлекла наших теоретиков, юристов, ученых, ведь это вопрос не только практический, но и теоретический. До конца года мы должны принять весь пакет предложений. Соответственно в Госсовет его необходимо внести летом, потому что такие документы с момента внесения должны обязательно "вылежаться". Первое знакомство с ними требует осмысления и попытки "пожить" с этими предполагаемыми нормами.

- А парламентские фракции принимают в этом участие?

- Конечно. От каждой из фракций во Временной комиссии будет работать официальный представитель. Такая практика дает возможность услышать и учесть по максимуму позиции ведущих политических партий республики.

- И все-таки качественного результата не добиться без широкого общественного обсуждения. Что надо сделать, чтобы этот процесс не замыкался внутри Государственного Совета, а получился максимально открытым?

- Формы могут быть самыми разнообразными. Это и привлечение специалистов извне, о чем я уже говорила, и участие в обсуждении представителей общественных организаций, политических партий, не представленных в республиканском парламенте. Обсуждение может проходить в форме круглых столов, интернет-конференций, прямых линий и так далее. Самое главное, чтобы как можно больше жителей республики высказали свои позиции.

- На последней сессии парламентарии утвердили перечень информации, размещаемой на сайте Государственного Совета. Не все остались этим перечнем довольны, высказав претензию, что в нем много что упущено. Эти пробелы будут восполнены?

- Разумеется, ведь нормативный акт, за который голосовали депутаты, преследовал цель утвердить базовые направления информации, которые требует от нас федеральный законодатель. А все остальное – дело творческое. Ничто не мешает нам принять решение о расширении этого перечня в рабочем порядке. Коллеги высказались по этому вопросу абсолютно правильно. Необходима информация о работе каждого органа Госсовета – комитетов, комиссий, рабочих групп, результаты этой работы. Чем больше будет знать о деятельности Государственного Совета Коми интернет-сообщество, тем, может быть, меньше мы будем критикуемы и больше понимаемы своими избирателями. Жители республики будут лучше осведомлены о том, какие законы у нас принимаются, какие появятся, чем занимается парламент, какие вопросы находятся в центре внимания депутатов.

- Интересно, а хотят ли депутаты знать реакцию избирателей? Ваш сайт будет иметь такую возможность?

- Мне кажется, это надо сделать обязательно. В какой форме, еще предстоит обдумать, но отзывы на нашу работу и предложения сайт должен предусмотреть.

- Вы не опасаетесь, что критика перейдет за рамки приличий? Все-таки это сайт официального органа власти.
- Я на сто процентов уверена, что большая часть интернет-сообщества переросла "детские штанишки". Интеллектуальная часть интернет-сообщества не только готова, но и хочет общаться в рамках общепринятых правил. Безусловно, должно быть администрирование, возможно, на коллегиальной основе. Никакого хамства быть не должно. Это честные правила.

- А вы готовы к интерактивному общению?
- Не знаю, готовы ли к этому депутаты, но лично я – да. Стоит попробовать.

Беседовала Галина Бобракова, газета "Республика".