Новости Республики Коми | Комиинформ

Переход к рыночным отношениям резко ослабил государственное регулирование в социальной сфере, болезненно отразился на экономической ситуации в северных регионах страны

Переход к рыночным отношениям резко ослабил государственное регулирование в социальной сфере, болезненно отразился на экономической ситуации в северных регионах страны
Переход к рыночным отношениям резко ослабил государственное регулирование в социальной сфере, болезненно отразился на экономической ситуации в северных регионах страны
logo
Переход к рыночным отношениям резко ослабил государственное регулирование в социальной сфере, болезненно отразился на экономической ситуации в северных регионах страны.

Об этом заявили 30 марта в Москве в Совете Федерации участники парламентских слушаний, обсудившие выполнение федеральных законов "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ" и "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Особенно много нареканий было высказано в адрес второго законодательного документа, принятого еще в 1993 году и более известного, как закон "О северах...". Из 38 его статей в настоящее время одна треть попросту не работает.

Выступивший на слушаниях первый заместитель Председателя Госсовета РК Иван Кулаков отметил, что рост транспортных и энергетических тарифов, удельный вес которых в себестоимости северной продукции значительно выше среднероссийской, привел к неконкурентоспособности выпускаемой продукции и снижению объемов промышленного производства.

К тому же подготовленный проект второй части Налогового кодекса РФ не учитывает специфику условий производства на Севере. С большими трудностями осуществляется нынче и завоз продукции в районы Крайнего Севера. Все это не позволяет достигнуть стабильности в экономике.

Особое место у нас, помимо прочего, занимают вопросы природопользования, подчеркнул Иван Кулаков. Существующая система платного недропользования в стране имеет ряд серьезных недостатков, не стимулирующих рациональное и экологически безопасное использование природных ресурсов. Ряд предприятий, эксплуатирующих низкорентабельные месторождения, убыточны, другие, работающие на рентабельных месторождениях, имеют сверхнормативную прибыль. Единая налоговая система без дифференциации по регионам и участкам недр ведет к тому, что налоги выше там, где значительно хуже условия для работы. И наоборот, на предприятиях, работающих в лучших условиях, объемы налоговых платежей не столь высоки. В результате бюджет недополучает значительные средства. Особенно это сказывается на северных регионах, где основу экономики составляют ресурсные отрасли. Давно назрел вопрос перехода на рентное налогообложение.

В нашей республике, изучив проблему, предлагают на конкретных объектах, расположенных на территории региона, разработать механизм рентного налогообложения ресурсодобывающих предприятий. В Государственном комитете РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока поддержали эту инициативу и сейчас важный для республики документ находится на рассмотрении в российском правительстве.

Какой Север нужен России? Сырьевой придаток с множеством проблем и в первую очередь социальных или сильные территории с развитой инфраструктурой? Этого, к сожалению, участники парламентских слушаний, представлявших почти все северные регионы России от Карелии до Магадана и Сахалина, так и не услышали.

Правда, северяне большие надежды связывают с новой экономической программой Президента РФ Владимира Путина, которая вот-вот должна увидеть свет. И, конечно же, отмечали выступавшие, необходимо в дальнейшем еще более тесное сотрудничество и взаимодействие комитетов по делам севера Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ с Госкомсевера РФ. Чтобы принятые законы и поправки, внесенные в них, наконец-то более ощутимо стали работать на северян.