Новости Республики Коми | Комиинформ

Народный костюм как конкуренция модным брендам, оживающая глина и возвращение в деревню — в Коми вспомнили забытые ремесла

Народный костюм как конкуренция модным брендам, оживающая глина и возвращение в деревню — в Коми вспомнили забытые ремесла
Народный костюм как конкуренция модным брендам, оживающая глина и возвращение в деревню — в Коми вспомнили забытые ремесла
logo
Народный костюм как конкуренция модным брендам, оживающая глина и возвращение в деревню — в Коми вспомнили забытые ремесла
Фото: Якова Шлегеля

Каждые 150 лет Россия переживает цикл взлетов и падений национального самосознания. Сейчас в стране — большой подъем. По славянскому календарю в России наступило утро и пробуждение традиций, знаний. Впереди — тысячелетия всего прекрасного и лучшего.

К такому мнению пришли участники крупного федерального проекта "Забытые ремесла", который прошел в Коми на базе финно-угорского этнопарка в селе Ыб 7 и 8 сентября.

7EH8_K-ilLg.jpg

Лодки, сети, ткацкий стан, самовар, удивительная кузница на колесах — в этнопарке развернулись десять ремесленных домиков, в которых мастера, хранители старинных ремесел, подготовили для своих гостей мастер-шоу. Благодаря межрегиональному общественному движению "Коми войтыр" программа прошла для гостей абсолютно бесплатно.

FajB6aAUFww.jpg

0kVX7mXhTqc.jpg

6E2ukhb1tN8.jpg

"Забытые ремесла" реализованы в рамках Национального проекта "Культура" при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

PYU58IfduPw.jpg

Гончарная, мастерские крашения ткани, набойки, резьбы по дереву, бересто- и лозоплетения, узорного вязания, а также изготовления национальных музыкальных инструментов — зачем это нужно современному человеку? "Комиинформ" попробовал разобраться в этом непростом вопросе.

sF-izAESbkM.jpg

Руководитель Финно-угорского культурного центра России Татьяна Барахова отметила, что фестиваль в энопарке — это настоящий праздник, объединение смысловых, деловых, творческих категорий. Поэтому два дня обещали быть содержательными и незабываемыми.

Традиционные ремесла — это неотъемлемая часть культурного сознания, они имеют глубокие национальные и исторические корни. Резьба, вышивка, ткачество, плетение из бересты — это и многое другое, что сегодня хранится в руках умельцев, к сожалению не востребовано. Именно поэтому слово "забытые" является приставкой к слову "ремесла". Мучная мельница и прялка просто потеряли свой смысл. Но ощущения себя частью народа важно для каждого современного человека, поэтому возрождение, сохранение, развитие традиционного промысла сегодня необходимо и является одним из ключевых в стратегии культурной политики России.

fhNwSP10aWw.jpg

Gd8uUAp2BsE.jpg

Министр национальной политики Коми Галина Габушева панорамно представила на пленарном заседании в своем докладе цикл межнациональных, этнокультурных мероприятий, которые проходят в республике и направлены на сохранение ремесел.

hLUoxIUDZQc.jpg

Т.Барахова добавила, что в Коми при участии опытнейшего сообщества, в которое входят эксперты из Сыктывкарского госуниверситета, Коми научного центра с 2010 года разрабатывается каталог нематериального наследия Коми. Туда вошло множество объектов, в частности, технология изготовления традиционного праздничного женского костюма Усть-Цильмы, традиция росписи Пижемской ложки и Вычегодская роспись по дереву. А это значит, что эти объекты получили внимание на федеральном уровне.

ms6XHKWITDg.jpg

Изделия народного промысла обладают огромным потенциалом и способны привлечь в регион огромное число туристов, интересующихся самобытной культурой народов страны. Ремесло — это часть повседневной жизни и остается условием сохранения особой ментальности народа. Это его выдающаяся духовная миссия, которая дает понять, что ремесло не должно быть забыто.

iQWnrWkQqXg.jpg

Хозяйка магазина с творческим пространством в Измайловском Кремле Москвы Марина Байкова провела семинар. Искусница объединяет мастеров со всей страны и привезла с собой секреты того, как возродить традиции в повседневной жизни. Сама Марина уже семь лет в одежде предпочитает русский народный стиль, в национальных платья и сарафанах она смело путешествует по миру. Это ее обычная практика, и представить себя в современной одежде, особенно в брюках, она уже не может.

zlLw-rntYiI.jpg

При этом хозяйка магазина в Измайловском Кремле — очень современный человек. Она использует маркетинговые и финансовые инструменты и на своих семинарах рассказывает, как привлечь инвестиции в проекты по сохранению всего русского, народного и прекрасного, как быстро и качественно делать презентации, как вплести традиционные вещи в современность.

Z_Oz_JL81HA.jpg

"Россия — это 180 народов. Что может быть более богато, чем эта культура и дружба этих народов. Я знаю, как зарабатывать на этом деньги и как создавать проекты, которые отвечают современным требованиям и вдохновляют людей возвращаться к родному", - рассказала М.Байкова.

R7KOkWGtGlg.jpg

По мнению М.Байковой, старинный ремесла могут конкурировать с современными брендами. Отвечая качеству современного мира, но вплетая традиционное, можно делать конкурентные продукты. Русскую одежду могут покупать также и ZARA, и другие модные бренды.

Стоит отметить, что такой пример успешно реализован в Коми силами руководителя творческой мастерской "Югыд арт" Светланы Туровой. Мастерица изготавливает шапки, шарфы варежки, свитера. Вещи производят по современным технологиям, в современном стиле, но с элементами коми орнамента. Это востребовано, здорово и красиво.

qL15wvPu2vY.jpg

Как отметила М.Байкова, в России есть множество компаний с успешным опытом, которые работают, в частности, в премиум-сегменте и на традициях зарабатывают большие деньги.

SnlXfQo9UfA.jpg

Основатель и президент Ассоциации "Центр развития творческих индустрий" из Санкт-Петербурга Дмитрий Мильков отметил, что любой масс-маркет, связанный с индустрией моды, копирует, повторяет высокую моду, питается от высокой моды. А она, в свою очередь, в каждой второй коллекции отсылает к этническим мотивам, культурному прошлому, конкретным художникам, национальным традициям.

"Конкурировать ремесла с брендами не должны, они должны взаимодействовать. Современный дизайн полон прошлого. Мы иногда не видим этого. Либо потому что, к стыду своему, необразованны, либо задачи продемонстрировать намеренно не ставилось. Традиции часто проникают в современный дизайн совершенно естественным путем. Наша задача, если мы хотим, чтобы традиция жила, не противопоставлять эту традицию современности, а принять традицию как часть современности. Попытаться понять, что разрыва нет, а если он есть, устранить его. Тогда ремесла будут жить", - заверил эксперт.

Гончарное искусство активно возрождают в Удмуртии, где мастерам помогают приобретать станки и оборудование. Мастера-участники "Забытых ремесел" из города Глазов представили традиционный способ изготовления посуды в быту.

1Xt3MKbO6-M.jpg

"Ремесла необходимо возвращать в быт, потому что это как минимум не Китай и экологически чистый продукт, - пошутил гончар Александр Ложкин. — Это наши таланты, которые мы стараемся проявить изо всех сил. Хочется, чтобы наши творения увидело как можно больше народу. А ведь сделать их можно где угодно — глина есть везде. Изделия можно спокойно пользоваться в быту, а не ставить в сервант.

Одна из основательниц дома этнической моды мастерской "Зарни пас" в Коми Анна Рогова отметила, что в республике ремесла возрождаются. И происходит это при поддержке Коми ремесленной палаты. В рамках проекта "Забытые ремесла" мастера подготовили для гостей фестиваля мастер-класс по украшению тканей. Техника называется "набойка" и она не забыта. В Санкт-Петербурге можно купить вещи, украшенные по этой технологии. Набойка заключается в том, что на белую ткань накладывается лист растения, покрывается пергаментом и отбивается молотком. Набойки бывают и металлические, но там начинается работа с краской. Это ремесло пришло в Россию в конце 16 века из Индии, где его использовали уже в 10 веке, и было забыто, когда в стране открылись фабрики, которые выпускали печатные ткани.

Проект "Забытые ремесла" стал очень важным для Республики, потому что коми поставили перед собой цель не просто сохранить традиции, но и преумножить их, высказал свое мнение директор Дома дружбы народов региона Григорий Хатанзейский.

DkM8DKLT7Po.jpg

"Забыв о прошлом, мы не сможем говорить о будущем. Проект "Забытые ремесла" продолжится и станет традиционным. Мастерские будут работать, а мастера продолжат реализовывать свою продукцию", - заключил Г.Хатанзейский.

  Ключевые слова: проект, ремесла, возрождение