Новости Республики Коми | Комиинформ

Баянист из Койгородка Виктор Любимов: "Проблемы отрасли от того, что мы их замалчиваем, не исчезнут"

Баянист из Койгородка Виктор Любимов: "Проблемы отрасли от того, что мы их замалчиваем, не исчезнут"
Баянист из Койгородка Виктор Любимов: "Проблемы отрасли от того, что мы их замалчиваем, не исчезнут"
logo

"Комиинформ" представляет интервью, посвященное объявленному главой Коми Сергеем Гапликовым Году культуры, с преподавателем по классу баяна детской школы искусств с.Койгородок Виктором Любимовым.

У Виктора Васильевича колоссальный опыт работы в отрасли. Он - создатель детской музыкальной школы в районе, многие годы работал ее директором, четырнадцать лет возглавлял отдел культуры Койгородского райисполкома, до сих пор продолжает свою миссию – приобщать детей и взрослых к музыке, многие годы он аккомпанирует хоровым коллективам района. За яркую творческую и преподавательскую деятельность не раз награждался, в том числе Почетными грамотами Совета Министров Коми АССР (1981 год) и Министерства культуры РФ (2009-й).

- Виктор Васильевич, а как вы профессию выбрали?

- История-то длинная… Сначала было увлечение. Отец мой Василий Ефимович был очень музыкален - играл на гитаре и балалайке. Народ в поселке жил трудно (я ведь из семьи спецпереселенцев, внук классового врага - дед имел свое хозяйство в Волгоградской области). Но в минуты отдыха соберутся люди на площадке перед бараками, а мы с ним "наворачиваем" польки, краковяки, все танцуют. Мне захотелось освоить гармошку. Купили, заиграл. Меня, совсем еще мальчишку, начали приглашать на семейные торжества. А дальше уже заинтересовал баян, с которым не расстаюсь и по сей день.

В 1956 году задумал поступить в Сыктывкарское музыкальное училище (к тому времени уже год работал в отрасли). Сыграл, что мог на экзаменах, приняли. Почти сразу после получения диплома, через четыре года, служба в инженерных войсках. Там меня тоже сразу заметили, занимался художественной самодеятельностью.

Вернувшись домой, без работы не остался. Сосватали на работу в клуб п.Гуж. В начале 60-х наш район снова ненадолго объединяли с Сысолой. Завотделом культуры РИК пригласил в Визингу директором музыкальной школы. И мы с женой решили уехать туда.

- Вернувшись через некоторое время на малую родину, вы с нуля создали музыкальную школу с филиалом в Койдине…

- Проблем было много, начиная с отсутствия здания школы. Начали в 1967 году с четырех классов в обычном деревенском доме. В филиал в Койдине, где было много учеников, мы ходили пешком. Но интерес у ребятни был большой, в отличие от нынешних малышей. Время было другое - у них не было нынешних гаджетов, зато увлекала музыка.

В 1975 году первый секретарь койгородского райкома КПСС В.П.Симонов предложил перейти на работу заведующим отделом культуры райисполкома. Согласился, хотя по прошествии лет, бывает, жалею об этом решении – много потеряно, и не только нервов.

Но, замечу, тогда административная деятельность не была такая занудливая, как сейчас. Заглядываю в управление культуры недавно, а там такая кипа бумаг перед О.А.Бурыловым! Говорит, это еще немного, пока все не подпишешь, из кабинета не выйдешь. Я много ездил по селам и поселкам, больше общался с людьми. Совсем другая жизнь была – что-то делали, строили-ремонтировали.

- В 1989 году Вы возвратились в школу директором, сейчас вы просто преподаватель. Что изменилось за эти годы?

- Не надо ругать прошлое, там было много хорошего. В советские времена было легче с централизованным финансированием. Сейчас куда ни коснешься - нет денег. Раньше в школу регулярно приезжали кураторы от министерства культуры. Кто-то скажет - зачем творческому человеку эта мелочная опека? Но они вообще-то реально помогали решать проблемы образовательной организации. Сейчас они приезжают лишь изредка, что, на мой взгляд, неправильно.

Кадровый вопрос для нас всегда был актуален. Но раньше хотя бы по распределению специалисты приезжали на три года. Сейчас никого не заманишь - в детской школе искусств нынче нет пианиста и скрипача. Слава Богу, хорошо работают и остаются верны Койгородку профессионалы художественного отделения.

Почему уезжают? Опять же причин много. Назову одну - отсутствие жилья, ее называет молодежь в первую очередь при устройстве на работу.

Для меня же основа всего - дело. Держу себя в форме. Сегодня репетиция перед мероприятиями ко Дню республики, поэтому перед нашей беседой полчаса позанимался, играя на баяне.

DSC_0006.packed.jpeg

У меня в этом году трое выпускников. Есть среди учеников ребята добросовестные, увлеченные, есть и лентяи, не всегда готовые к занятиям. А музыка - не только талант, это, прежде всего, постоянный труд. И вроде бы дома инструмент есть, что не всегда могли себе позволить в семьях учеников 60-х годов, только он не востребован, отвлекают телевизор и компьютер. Среди моих учеников был Саша Казаринов, талант и трудяга. Поступив в музыкальную школу пятиклассником, двигался стремительно в учебе за счет неимоверного трудолюбия, за год прошел курс трех классов обучения музыке. Самостоятельно поступил в училище, стал профессионалом.

Почему не готовим свои кадры? Есть ребята перспективные. Но когда подходит пора выбора профессии, он оказывается не в пользу нашего дела. Нет той увлеченности музыкой, глубокого интереса к ней, как это было еще совсем недавно. Хотя стараюсь, как и прежде, открывать для них мир творчества.

- В последние два года работникам отрасли значительно повысили зарплаты. Но, сетуют люди, профессионализма в работе некоторых очагов культуры больше не стало…

- У нас есть профессионалы, отмечу, к примеру, Елену Чередову из Койдина, Лилию Мишукову и других работников ДК Подзи - они никогда не стоят на месте и, главное, не поступаются профессиональными стандартами в работе. Но в целом уровень нашей культуры с профессиональной точки зрения действительно низкий. Особенно заметен контраст, когда выходят выступать в сборных концертах отлично подготовленные вокальные группы ДШИ под руководством Елены Бурыловой.

Огорчает, когда на ежегодных совещаниях работников отрасли района речь идет не о наших проблемах, заботах, ошибках, звучат сплошные самоотчеты о том, как много и хорошо мы поработали. Для чего и кого эта показуха?! Ведь проблемы отрасли от того, что мы их замалчиваем, не исчезнут…

Честно сказать, когда в республике объявили Год культуры, очень удивился - ведь только недавно прошел федеральный Год культуры. Наш министр, рассказывая о планах во время визита в район, говорил о многом. Касательно нашей школы перемены в оснащении пока ощутимы в художественном отделении. Для них это только начало пути, потому все оправданно. Но все же важнее, думаю, помощь в решении жилищного вопроса для специалистов. Чтобы они не уезжали из села…

logotip-variant-1.jpg