Новости Республики Коми | Комиинформ

Отец Александр Минин: "У священника в местах лишения свободы одна цель – преобразить душу преступившего закон"

Отец Александр Минин: "У священника в местах лишения свободы одна цель – преобразить душу преступившего закон"
Отец Александр Минин: "У священника в местах лишения свободы одна цель – преобразить душу преступившего закон"
logo
Отец Александр Минин: "У священника в местах лишения свободы одна цель – преобразить душу преступившего закон"
Фото: УФСИН Коми

В мае 2016 года в качестве помощника начальника УФСИН России по Коми по организации работы с верующими назначили настоятеля храма Святого Духа в п. Верхний Чов протоиерея Александра Минина.

В интервью "Комиинформу" отец Александр рассказал о тюремном служении в учреждениях уголовно-исполнительной системы республики.

Otez-Aleksandr-u-hrama-Svyatogo-Duha-p.-Verhnii-Chov.jpg

– Отец Александр, как вы попали на должность помощника начальника УФСИН по работе с верующими. Какие обязанности подразумевает эта должность?

– Эта должность была введена во всех региональных подразделениях уголовно-исполнительной системы.

Когда ее предложили мне, то я согласился не сразу. С 1997 года я окормлял ИК-1 в Верхнем Чове. Все мне было знакомо, работа уже налажена. Подумал, что новая должность – это большая ответственность. Здесь нужны и организаторские способности, и навыки управленца. Но Владыка благословил.

Прошел двухмесячные высшие академические курсы в Академии права и управления ФСИН России в Рязани, где нам читали лекции на юридические и психологические темы.

Деятельность помощника начальника УФСИН подразумевает работу с осужденными различных вероисповеданий. Ведь человек может быть свободен в праве выбора веры, и наша задача – соблюсти эти права, несмотря на то, что он находится в местах заключения. Если смотреть глубже, то у меня как у священника в местах лишения свободы одна цель – помочь человеку, преступившему закон, справиться с трудной жизненной ситуацией, преобразить его душу, привести к покаянию за содеянное преступление и отвратить от дальнейших проступков.

o.-Aleksandr-v-hrame-IK-1-1.JPG

– Вы назначены на должность в 2016 году. Но ведь сотрудничество с представителями традиционных конфессий началось намного раньше?

– Все верно. УФСИН взаимодействует с Сыктывкарской епархией более 20 лет. Работа строится в рамках заключенного соглашения. Первое соглашение о сотрудничестве с епархией УФСИН подписали в 1996 году. И первый православный храм "Всех скорбящих радость" был построен и освящен в том же году в ИК-19 под Ухтой.

Но все-таки корни взаимодействия лежат намного глубже. Самым "старинным" учреждением УФСИН считается СИЗО-1, так как предшественницей следственного изолятора является Усть-Сысольская уездная тюрьма, которая действовала еще до Октябрьской революции 1917 года. Она была построена в 1843 году. В 1904 году Усть-Сысольским уездным тюремным комитетом на общественные пожертвования рядом с тюрьмой построили маленькую деревянную тюремную церковь. Престол был освящен во имя Иконы Богоматери "Всех Скорбящих Радости" (Скорбященская). В архивах сохранились данные, что 1911 году духовником Усть-Сысольской тюрьмы был Евлогий Вишерский. Он родился 18 августа 1861 году и являлся сыном священника Пажгинской церкви. В 1921 году Скорбященскую церковь закрыли, а ее здание стали использоваться как склад, а в 1930-е годы совсем снесли.

– Давайте вернемся в наши дни. Какое "хозяйство" вам досталось?

– В подразделениях УФСИН действуют девять православных храмов: в ИК-1, ЛПУ Б-18, ИК-19, 24, 29, 31, ИК-49, 51 и КП-38. На территории ИК-25 заложили фундамент православного храма. Кроме того, в исправительных учреждениях УФСИН работают восемь православных молитвенных комнат, функционируют 14 православных общин.

Наряду с православными общинами, в исправительных учреждениях УФСИН функционируют четыре общины исламского вероисповедания – в КП-38, 42, ИК-19 и 49.

o.-Aleksandr-v-hrame-IK-1-4.JPG

– Какая работа проводится с осужденными?

– За каждым учреждением УФСИН закреплен священник. Он проводит службы в храмах, различные обряды: таинства крещения, причастия, венчания, исповеди и соборования. Например, в 2017 году в колонийских храмах венчались четыре пары. Священники проводят рождественские, крещенские, пасхальные мероприятия, лекционные занятия в воскресной школе, "Беседы о покаянии" по профилактике суицидов и членовредительства. В учреждениях организуют концерты духовной музыки. Ежегодно проходит смотр-конкурс религиозной деятельности осужденных православной направленности.

В исправительных учреждениях УФСИН для осужденных имеется религиозная литература.

В июне 2015 года в ИК-31 в Микуне организован кружок церковного пения. Немаловажную роль в создании кружка сыграл член попечительского совета учреждения, настоятель городского храма Успения Пресвятой Богородицы протоиерей Василий Дзерин. В состав кружка входят осужденные женщины, имеющие хорошие голоса и слух. До настоящего времени отцу Василию для проведения богослужений приходилось возить своих певчих.

o.-Aleksandr-v-hrame-IK-1-3.JPG

В рамках взаимодействия между УФСИН и епархией на территории Свято-Стефановского кафедрального собора Сыктывкара установили памятники основателю коми языка и просветителю святому Стефану Пермскому, покровителям семьи и брака святым Петру и Февронии, создателям славянской письменности святым Кириллу и Мефодию. Все эти памятники изготовили осужденные.

Владыка Питирим и епископ Воркутинский и Усинский Иоанн лично посещали учреждения УФСИН, проводили встречи с осужденными, оказывали им духовную поддержку.

Правда, в начале 2018 года Владыка Иоанн решением Священного Синода был назначен епископом Домодедовским. Воркутинскую епархию возглавил иеромонах Марк (Давлетов). Новое соглашение УФСИН и Воркутинской и Усинской епархии уже подготовлено. Планируется его подписание.

Кроме того, регулярно посещает учреждения УФСИН и председатель Духовного управления мусульман Коми Валиахмад хазрат Гаязов. Каждое его посещение сопровождается встречей с единоверцами, передачей предметов первой необходимости и канцтоваров, предметов культа.

– Как относятся к вам осужденные? Как встречают?

- При личном общении с осужденными с негативом никогда не сталкивался. Относятся всегда нормально, по-человечески.

Я вижу в них, в первую очередь, людей, которые где-то споткнулись, кому-то повезло больше, кому-то меньше. Убежден, что священник должен оставаться таким же, какой он с прихожанами на воле. Это очень важно, потому что осужденный, в первую очередь, должен ощущать себя человеком. Церковь одинакова для всех: для осужденных и свободных людей, богатых и бедных, здоровых и инвалидов. Для Бога все равны.

– Большинство осужденных обретают веру уже находясь в местах лишения свободы. На ваш взгляд, почему так происходит?

– Попадая в места лишения свободы, человек начинает задумываться о своей жизни. Он начинает сожалеть, и возникает внутренняя потребность изменения. А это первый шаг к покаянию. Ведь искреннее покаяние – это изменение и, прежде всего, исправление.

К сожалению, сегодня мало искреннего покаяния. Оно есть, но в последнее время бывает очень редко. Такое время, видно, - время потребления.

Разговаривая с осужденными, пытаюсь донести, что, если мы попадаем в трудную жизненную ситуацию, значит, у Бога для нас уже есть путь выхода из нее. Иначе Бог этой ситуации не допустил бы. Главное не то, что произошло с осужденным, а то, что будет в будущем – новая жизнь. И начать ее можно уже здесь и сейчас – в колонии, следственном изоляторе.

– Отец Александр, а от чего зависит, станет человек на праведный путь или нет?

– Я твердо уверен, что тот, кто хочет исправиться, сделает это. В Священном Писании повествуется, что первым в рай попал именно разбойник, который был распят рядом с Иисусом Христом. Он искренне покаялся в своих грехах.

У меня есть примеры, когда осужденные, пришедшие к вере в колонии, выходя на свободу, устраивают свои дела, создают семьи. Мы поддерживаем связь и после освобождения.

Например, бывший осужденный Сергей живет сейчас в Ярославле. Мы созваниваемся. Его ждала девушка. После освобождения они поженились. Нашел работу. Я даже приезжал к нему в гости, когда был проездом в Ярославле. Увидел жену, дом.

Еще один осужденный. У него был большой срок. Освободился и уехал в Инту. Видно было, что мужчина верил от чистого сердца, трудно приходил к вере. Сейчас у него семья, скоро родится ребенок. Для него это самое настоящее чудо. Он звонит, советуется, рассказывает.

Еще один пример - осужденный из Визинги. После освобождения его поддержали друзья. Они сами верующие. Он ходит в храм, совершает крестные ходы. Готов в любое время помочь. Работает, есть семья.

Правда, есть "но". Нельзя гарантировать, что верующий человек не попадет в колонию снова. Вера от ошибок не убережет. Человек выходит на свободу и сталкивается с тем, что семья и общество его не принимают. Надо постоянно думать, что есть, где жить, во что одеться. На работу устроиться тяжело. Тут же объявляются старые друзья, и это как снежный ком. К сожалению, человек не всегда выдерживает то, что на него сваливается на воле, и снова совершает ошибку, и вновь совершает преступление. И такие примеры у меня тоже есть.

Otez-Aleksandr-v-IK-1-vo-vremya-kreschenskih-kupanii.jpg

– У священника есть еще одна задача: окормлять и духовно поддерживать сотрудников и ветеранов уголовно-исполнительной системы? Какая работа проводится в этом направлении?

- Безусловно, священник контактирует не только с осужденными, но и с людьми, которые работают в учреждениях. Сотрудникам духовная поддержка нужна не меньше. Работа в УИС – непростая служба. Здесь нужна выдержка, чувство юмора. Это должен быть очень уравновешенный человек.

23 ноября 2017 года УФСИН впервые стал площадкой для проведения Региональных образовательных рождественских чтений. В их рамках прошел круглый стол на тему "Духовная безопасность в современном обществе". Его участниками стали представители духовенства, сотрудники учреждений и Управления, научные работники. На протяжении двух лет сотрудники УФСИН и МСЧ-11 принимали участие в научно-практических конференциях, организованных Духовным управлением мусульман Коми.

Регулярно с сотрудниками УФСИН проводятся занятия в системе служебной подготовки.

С ветеранами и пенсионерами УИС я лично выезжаю в монастыри, на экскурсии по святым местам. Мы уже побывали в Троице-Стефановском Ульяновском, Крестовоздвиженском Кылтовском, Михайло-Архангельском монастырях, старинных селах Ыб и Усть-Вымь.

– Отец Александр, каковы ваши планы на ближайшее время?

– Больная тема – это посещение священниками учреждений, точнее их регулярность. Я убежден, что если священник бывает в колониях регулярно, хотя бы раз в неделю, то и осужденные приходят в храм чаще. Понятно, что батюшки очень заняты, много работы в своих приходах, административные дела. На все времени не хватает. Помогаю по мере своих сил. Выезжаю, например, в Ухту и посещаю колонии, провожу службы в храмах, беседую с осужденными.

Еще один момент – это строительство храма в ИК-25. Место под будущий храм освятили в мае 2014 года. На сегодня уже залит фундамент. Работы предстоит много. Меня радует, что руководство УФСИН и колонии, сотрудники помогают. Только всем миром можно построить храм.