Новости Республики Коми | Комиинформ

В Россию пришло поколение "дзен"

В Россию пришло поколение "дзен"
В Россию пришло поколение "дзен"
logo
В Россию пришло поколение "дзен"
Фото из архива ИА "Комиинформ"

В модном месте (технопарк "Сколково") и в модном формате (10-минутный экспертный stand-up) архитекторы, антропологи и даже коуч-консультанты пытались вывести формулу уютного города. В научной сессии "IN RESIDENCE: БЫТЬ ДОМА" приняла участие и управляющий директор фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова, которая рассказала "РГ", почему в современной Москве так много парков и кофеен, а также почему там хорошо себя чувствует дзен-поколение.

- Лариса Александровна, знаю поколение "пепси", потом "икс" и "игрек". А "дзен" - кто такие?

Лариса Паутова: Начну с того, что поколению Y, "некст" или "миллениум" уже за 30. Возраст не пионерский. Среди них поэтесса Вера Полозкова, журналист Никита Белоголовцев, который сейчас сделал прекрасный онлайн-ресурс про образование, депутат городского совета города Омска… Эти люди по-прежнему интересны. Но среди 15 человек, с кем я делала социологические интервью, оказалось, у двоих сложная судьба. Ведь обычно всплеск интереса к "поколению" связан с какими-то политическими катаклизмами: "Манежка", Бирюлево, Болотная…За 10 лет "игреков" очень сильно разбросало и потрепало.

Сейчас пришли другие. Моей дочери - 15. Она из них. А их мейнстрим в отличие от предыдущих - созерцательность. Я никак не могла подобрать специального слова, чтобы назвать это поколение. Пока к нам в гости не пришел Даниил Трабун, который ведет "Яндекс. Дзен". И когда я на него посмотрела, то сразу и поняла: это молодежь-дзен.

- Чем же они отличаются от молодых карьеристов начала 2000-х?

Лариса Паутова: Среди них гораздо выше доля тех, для кого важно саморазвитие, самореализация, путешествия. Они готовы отказаться от высокого заработка, если работа слишком напрягает и мешает личностному росту и комфортному наблюдению за жизнью. И в город принесли это свое внимание к комфорту. А маркетологи за их потребностями следят. И все эти йоги и хипстеры с их любовью к кофе получают от города свое.

- Судя по Москве с ее вниманием к паркам, пешеходным зонам и книжным магазинам, где можно просто лежать в бинбеге, вы правы…

Лариса Паутова: Есть такой тренд - город как место для уединения. "На травке полежать" - этот запрос, конечно, влияет на маркетологов. Город меняется под этих молодых. Раньше сложно было представить, что кто-то выйдет на газон. А теперь я уже вижу в самых разных городах - люди с компьютерами сидят, работают...

- Кроме своей созерцательности чем новое поколение отличается от предыдущего? "Игреков", помнится, еще называли "сетевыми"...

Лариса Паутова: "Дзен" - очень технологичные, но это очевидно. Вот что интересно: они откликаются на все городские вызовы, связанные с технологиями, они все это очень любят. Но их "фишка" в другом. Среди этих людей достаточно высока доля тех, кто социально отзывчив. Модно и есть желание работать волонтерами, заниматься благотворительностью. Они готовы влиться в ряды по поиску пропавших детей, готовы передать нуждающимся вещи. Проще же просто вынести на свалку, нет, они разовьют активность в "ВКонтакте" или "Фейсбуке", будут спрашивать, кому что нужно и куда подвезти. Причем приносят не только старые, но и совсем новые вещи. Да, это, видимо, связано с тем, что "дзен" относительно экономически благополучны, поэтому пирамида их потребностей другая, и они готовы доверять другим людям. И быть социально ответственными…

- Так у нас просто идеальная молодежь выросла?

Лариса Паутова: Не совсем. Например, они не очень лояльны, не корпоративны. Это сообщество "звезд". Это значит, у них нет особых кумиров, потому что каждый хочет выделяться. Вы скажете, все хотят быть особенными, но у этого поколения на это главный акцент. Любить то, что не любит другой. Это нормально для подростка, но мешает работать: сотрудник должен разделять ценности компании…

Но ведь мы говорим об уютном городе, а вот ему очень нужны дзен-горожане, которые будут откликаться на предложения бизнеса: кафе, сад "Эрмитаж" и парки культуры и прочее. И, конечно, городу нужны люди, которые готовы выйти на субботники и помочь другим. В этом смысле новое поколение - безусловно позитивная среда для городов.

Опрос

ФОМ приводит мнение молодых людей (в возрасте от 18 до 30 лет) о предыдущем поколении. Они считают, что сильно отличаются от тех, кто на 10-15 лет старше. Почти две трети уверены, что сегодня молодым трудно добиться успеха в жизни и реализовать себя. Но сравнительно немногие винят в этом себя, например, свою инертность и отсутствие целеустремленности.

  Ключевые слова: молодежь, поколение