Новости Республики Коми | Комиинформ

Сельский учитель Константин Шуктомов: "Педагогам нельзя ошибаться"

Сельский учитель Константин Шуктомов: "Педагогам нельзя ошибаться"
Сельский учитель Константин Шуктомов: "Педагогам нельзя ошибаться"
logo
Сельский учитель Константин Шуктомов: "Педагогам нельзя ошибаться"
Фото из личного архива К.Шуктомова и архива ИА "Комиинформ"

В День учителя "Комиинформ" представляет интервью с самым настоящим сельским учителем. Таким, которым рисуют его в книгах и фильмах, – интеллигентом, не чуждым деревенской жизни. Константин Шуктомов работает в Ыбской школе учителем биологии, а с этого года еще и технологии. Педстаж - 10 лет.

- Принято говорить, что учить детей - это призвание. Вы с этим согласны? Какими качествами должен обладать педагог?

- Думаю, каждая профессия – это призвание, если работа занимает большую часть времени, то, можно сказать, миссия. Согласен, что не каждый человек сможет учить современных детей. Сейчас это получается у кого-то хорошо, у кого-то не очень. Есть моменты, зависящие от настроения учеников, учителя, темы, актуальности беседы, поэтому получается всегда по-разному. Качества педагога прописаны в стандарте, важные из них: коммуникабельность, современность, красноречие, умение найти подход, как к классу, так и к каждому ребенку, должен обладать универсальными знаниями и умениями. А главное, как и в любой профессии, любовь к своей работе и, конечно, к детям. И еще человек должен быть на своем месте. Один мудрец говорил: "Лучше плохо выполнять свою работу, чем хорошо чужую".

sO2UJeIAcaE.jpg

Но в основе лежит, прежде всего, служение. Как и у врача, у священника. Идея служения у таких профессий должна быть очень четко и ясно сформулирована в сознании и должна стоять в приоритете. Представители этих профессий ответственны за жизнь и здоровье людей, и им нельзя ошибаться. Естественно, это огромная ответственность, которую не сбросишь просто так, по сиюминутному желанию.

- Почему вы стали учителем? Ваши родители были педагогами или по каким-то другим причинам?

- В университет я поступил на специальность, которая мне нравилась – биология. На втором курсе, живя в городе, я понял, что хочу жить ближе к природе, в своем доме, вести хозяйство, выращивать те продукты, которые нравятся, и в том количестве, в каком хочется, поэтому решил жить в деревне. А на третьем курсе, когда мы проходили методику преподавания, выяснилось, что по своей специальности я могу работать в школе учителем биологии, поэтому следующим шагом в судьбе был выбор села, где была потребность в подобном специалисте. Мои родители и родственники не преподаватели, не было наглядного примера. Это самостоятельное решение.

qDQu8JKcLXQ.jpg

- Вы один из немногих жителей Ыба, который держит лошадь. Как она помогает в вашей работе?

- До этой осени лошадь еще держал. В этом году поменял ее на овец. Хочу поставить эксперимент по биологическому уничтожению борщевика на участке.

- Неожиданно. Расскажите о сути эксперимента.

- Несколько лет назад приезжали кавказцы с отарой овец, пасли их на полях. В тех местах, где рос борщевик, после овец на следующий год он выходил чахлый и почти не цвел. Вот я и подумал, если несколько лет пасти овец на борщевике, может, его не станет вообще.

- Ведете ли классное руководство? Если да, то расскажите про эту часть своей работы. Чем занимаетесь с детьми?

- В этом году мне дали новый класс. Дети все разные по темпераменту, поведению, отношению друг с другом и к взрослым, по статусу. Придется находить общий язык с каждым. С детьми пока готовимся ко Дню учителя. А так вообще тоже готовились к праздникам, выступлениям, ходили в походы, хотя сейчас это юридически затруднительно, ездили в бассейн, театр и другие заведения.

jSzBFP7De7k.jpg

- Много говорится о введении в школах ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты - прим.ред.). Как вы оцениваете новые стандарты, сложно ли на них переходить?

- ФГОС, в принципе, хорошая штука. Раньше большая часть из них и так выполнялась. Сейчас же это просто прописали на бумаге, вследствие этого у учителей прибавилось писанины, отчетов, программы стали похожи на диссертации по объему.

- Есть полярные мнения, стало ли лучше жить учителям. Кто-то говорит, что профессия стала больше цениться, в том числе и в финансовом плане. Кто-то - что ничего не изменилось. Как вы считаете? Может, есть предложения к властям?

- Лично на себе отношение властей к профессии я не почувствовал. Оплата зависит от стажа, количества часов, категории, наличия призеров олимпиад, конкурсов, конференций по предмету… Предложения к властям уже озвучивались не раз – уменьшение бюрократической работы в разы, ибо возникает ощущение ненужности работы. Эти бумаги не нужны ни учащимся, ни учителям, ни родителям, лишь узкому кругу чиновников.

fihsvuhRuOs.jpg

- В свое время вы прославились тем, что оборудовали жилье в землянке. Сейчас по-прежнему в ней живете или построили дом?

- Землянка в настоящее время используется как хранилище. Дом мы построили с помощью государства, встав в очередь по программе "Жилье".

- Немного о вашей семье. У вас четыре дочери. Помогает ли педагогическая подготовка в воспитании своих детей? Не устаете ли: сначала на работе учить, потом дома педагогикой заниматься?

- Педагогическая подготовка, несомненно, помогает в воспитании своих детей. Проверяем домашнее задание, помогаем в творческих проектах, в исследовательской деятельности. Третий год подряд готовим старших дочерей к научно-исследовательским конференциям школьного, районного и республиканского уровней. Домашняя и школьная педагогики отличаются. Дома, в основном, в роли консультанта выступаю, так как девочки у нас самостоятельные.

88p5ZX3XhMU.jpg

Занимаясь воспитанием, мы стараемся опираться на принципы гуманной педагогики, о которой много говорит и пишет Шалва Амонашвили, а не тоталитарной, которая, к сожалению, распространена намного больше. Это педагогика, основанная на признании личности ребенка.

- Есть ли моменты в вашей работе, которыми вы гордитесь?

- Моменты для гордости, конечно, есть. Несколько лет подряд с ребятами занимаемся научно-исследовательской деятельностью, пишем работы и участвуем в конференциях школьного, районного и республиканского уровней. Несколько раз попадали и на всероссийский, и даже международный уровни. И что замечательно, занимали призовые места на них. Также нравится участвовать в творческих проектах вместе с коллегами, особенно, если они находят положительный отклик как среди своих, так и среди других людей.

1.jpg

  Ключевые слова: борщевик, семья, село, учителя