1 сентября 2017 года, 15:29 | Печора
Sungoesdowning.ru

Уральские палеонтологи обнаружили кладбище пещерных медведей в верховьях реки Печора, пишет "Трибуна".

По словам старшего научного сотрудника Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН Павла Косинцева, в верховьях р. Печоры обнаружены разные особи – от молодых до старых. Примерный возраст находок — около 40 тысяч лет. Останки достаточно хорошо сохранились из-за микроклимата, который был в пещере.

Теперь ученым предстоит исследовать останки, в частности, изучить особенности морфологии и то, как эти животные жили на Севере. Уральские палеонтологи планируют в следующем году вернуться в пещеру, чтобы продолжить исследования.

Экспедиция ученых из Екатеринбурга была удачной, считает археолог Института языка, литературы и истории КНЦ кандидат исторических наук Игорь Васкул. Целое кладбище пещерных медведей – это интересная находка. Между тем в Сыктывкаре в музее Института геологии КНЦ уже хранятся черепа пещерного медведя. Видовое название "пещерный" этот медведь получил, поскольку его кости во множестве находят в пещерах.
Ранее ученые говорили, что этот род медведей погубили "пещерные" болезни: скелеты этих зверей носят уродливые следы рахита, ревматизма и других артритов, неизменных спутников сырости и мрака — искривленные суставы, сросшиеся позвонки, костные опухоли и наросты, деформированные челюсти.

Судя по ископаемым останкам, именно пещерный медведь являлся обладателем самого крупного черепа среди всех представителей семейства. Череп некоторых крупных самцов достигал полуметровой и более длины.

В Коми останки древнего хищника находили также близ Печоры — в Печоро-Илычском заповеднике, в Медвежьей пещере – первой известной палеолитической стоянке. Кстати, именно здесь было сделано сенсационное открытие – найдены следы обитания палеолитического человека.

Основной охотничьей добычей первобытного человека, обитавшего в Медвежьей пещере, был северный олень. Ученые полагали, что пещера служила лагерем охотников. Следы жилища не найдены, но есть предположение, что обитатели пещеры укрывались от холода и голода под каким-то навесом или в закрытом жилище, для сооружения которого использовались рога северного оленя.

В культурном слое пещеры найдено более 700 предметов, обработанных человеком. Судя по большому количеству отходов производства, в Медвежьей пещере существовала своеобразная мастерская по обработке кремня. Большую группу орудий составляют скребки. Кроме того, найдены наконечники, острия, проколки, режущие орудия, резец, пилообразное орудие и др.

В 1963 году началось исследование второго палеолитического памятника на Печоре — стоянки Бызовая. Еще в начале ХХ века на правом берегу Печоры, в 2 км восточнее деревни Бызовая, местное население находило кости крупных ископаемых животных. В течение пяти лет на Бызовской стоянке проводились раскопки. За время раскопок найдено огромное количество костей, принадлежащих вымершим животным — мамонту, волосатому носорогу, пещерному медведю, тигрольву, овцебыку, зубру, сайге.

Находили останки доисторических животных в разных районах республики. К примеру, в 1967 году ученики Большелугской школы Корткеросского района принесли на занятия кусок бивня мамонта. Нашли его на дне ручья Протэ-шор, протекающего рядом со школой. А у знаменитого в Коми краеведа из Усть-Куломского района Лениана Игнатова в коллекции есть яйца динозавра.

Комиинформ

Рубрика: Наука
  • 2
  • 3
  • 1
  • 8
  • 11

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

Новости mediametrix

Видео

Интервью

Михаил Порядин
Руководитель Администрации главы Республики Коми
Сергей Лихопуд
Генеральный директор "Воркутауголь"
Салават Валитов
Руководитель проектов по Республике Коми ОАО "Ханты-Мансийскдорстрой"

Памятная дата военной истории России

17 января

В этот день в 1945 году советские войска начали Висло-Одерскую операцию, в ходе которой были освобождены значительные территории Польши, а советские войска вышли на дальние подступы к Берлину.

Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus