Новости Республики Коми | Комиинформ

Изучение коми языка должно строиться на мотивационных подходах, считает зампредседателя Совета Ассамблеи народов России

Изучение коми языка должно строиться на мотивационных подходах, считает зампредседателя Совета Ассамблеи народов России
Изучение коми языка должно строиться на мотивационных подходах, считает зампредседателя Совета Ассамблеи народов России
logo
Изучение коми языка должно строиться на мотивационных подходах, считает зампредседателя Совета Ассамблеи народов России
Фото Ильи Баканова

Заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России Ольга Артеменко высоко оценила актуальность проходящей в столице Коми международной научной конференции "Электронная письменность народов Российской Федерации: опыт, проблемы и перспективы". Член Комиссии по образованию и историческому просвещению Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования заметила, что в Европе сейчас всерьез озаботились сохранением малых языков. И в этом вопросе там серьезно отстали от нашей страны.

Вопреки заявленной теме конференции, она считает, что технологии не должны становиться опорой для сохранения и развития родных языков.

"Это подспорье, этим нужно заниматься. Но Россия имеет уникальный опыт, который мы теряем. Это важные методики преподавания и изучения языков России. Еще в 1948 году был создан институт национальных школ. Его задача была в том, как, сохраняя качество родных языков сделать качественным русский язык. Особый подход был в изучении русского на базе национальных языков. Это был тот самый диалог культур, о котором сейчас говорит вся Европа", - рассказала О.Артеменко.

IMG_7872.jpg

Сейчас проблема другая – потеря родных языков. Руководитель Центра этнокультурной стратегии считает, что сейчас следует вернуть ту методику, но использовать в обратном направлении: изучать родные языки с опорой на русский.

"Я знала, что коми язык литературный, что на этом языке есть произведения, я их держала в руках. Но когда я услышала, что этот язык может обеспечить глубокий научный доклад, для меня стало странным, почему в Коми нет начальной школы на коми языке. Как раз в этой школе необходимо использовать те методики, о которых я говорила выше", - заявила О.Артеменко, имея в виду преподавание всех предметов на родном языке.

Она уверена, что качество родного языка зависит от нашего к нему отношения, от той политики, который реализует регион.

"Пошла тенденция: раз язык государственный республиканский, его должны все изучать. Это ошибочная политика, потому что она вызывает у неносителей этого языка отторжение. Когда за два-три слова ребенку ставят "четверку", чтобы не портить аттестат, мы формируем к этому языку неуважительное отношение, не более того", - считает заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России.

IMG_7873.jpg

Она предлагает строить изучение языка на мотивационных подходах. Если ребенка тянет к родному языку, ему надо дать возможность его изучать в полной мере. Хорошим вариантом было бы создать школу, в которой бы говорили и вели предметы только на родном языке, где образование могли бы получать все дети, желающие погрузиться в родную речь.

"Законодательство позволяет делать так, чтобы сохранить язык в качестве родного и потом готовить специалистов в различные сферы: кино, культура, преподаватель и так далее", - заключила О.Артеменко.

  Ключевые слова: наука, школа, коми язык