Новости Республики Коми | Комиинформ

Коми не готова к новациям, предлагаемым в закон об ОСАГО

Коми не готова к новациям, предлагаемым в закон об ОСАГО
Коми не готова к новациям, предлагаемым в закон об ОСАГО
logo
Коми не готова к новациям, предлагаемым в закон об ОСАГО
Фото Антона Пархачёва

Республика Коми к внедрению предлагаемых поправок в закон об ОСАГО пока не готова. К такому выводу пришли участники дискуссии, которая прошла на базе регионального отделения "Деловой России" в рамках реализации проекта Центра законотворческих инициатив, созданного по предложению депутата Госдумы от Коми Ольги Савастьяновой.

Закон об ОСАГО, который касается практически каждой семьи, каждого автовладельца, независимо от того, частное это лицо или предприятие любой формы собственности. 14 декабря 2016 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается установить приоритет восстановительного ремонта поврежденного в ДТП транспортного средства над денежным возмещением.

При этом предполагается создание реестра сервисных центров, где эта услуга будет предоставляться. Планируемые новации вызвали большой резонанс в обществе, поэтому в последние дни обсуждения законопроекта проходят практически во всех регионах.

DSC_0011.jpg

В офис регионального отделения "Деловой России" для обсуждения законотворческих новелл были приглашены представители страховых компаний, автоюристы, автодиллеры, непосредственно потребители услуги ОСАГО, представители власти и общественных структур в сфере предпринимательства и др. практически все они сошлись во мнении, что на данной стадии полноценно реализовать положения закона в Коми, в частности, касающиеся замены денежного возмещения ремонта на натуральный, будет очень непросто. И главным препятствием в этом может стать отсутствие специализированных автосервисных центров на удаленных территориях, где такой сервис отсутствует в принципе.

DSC_0043.jpg

Директор филиала ОАО "АльфаСтрахование" Иван Михальченков в открытую заявил, что ОСАГО для страховщиков является нерентабельным бизнесом. Пока ситуация благоприятствует посредникам, отстаивающим в судах интересы автовладельцев, несогласных с проведенной страховщиками оценкой. Ответственность страховщиков за некачественный или несвоевременный ремонт возрастает на порядок. К примеру, за каждый день просрочки им придется возместить ущерб не 60 рублей, а 600.

По словам Михальченкова, страховые компании сегодня выступают "за" натуральный ремонт, но необходимо урегулировать процедуры, выстроив правильные взаимоотношения с основными игроками - страховщиком, СТО и автовладельцами.

DSC_0059.jpg

В дискуссии звучало мнение и о том, что до принятия закона необходимо решить другие вопросы. В частности, речь о создании реестра сервисных компаний, которые будут заниматься непосредственно ремонтом. Так, по словам директора автоцентра на Гаражной,1, (автодиллер Фольксваген, Форд, ГАЗ, КамАЗ) Александра Шульги, в этот реестр должны быть включены и автодилеры.

DSC_0046.jpg

Проблема, по его словам, в отсутствии требований к качеству ремонта, как, соответственно, и к качеству запчастей.

Сергей Бешагин, представляющий таксомоторное предприятие, заметил, что он лично не против предоставления услуг по ремонту в натуральной форме.

"Меня, как владельца автоцентра, это стимулирует на то, чтобы вкладывать деньги в компетенции и развитие. Я ставлю себя на место потребителя. Мне важно, чтобы моя машина была в рабочем состоянии. И если страховые компании выберут по каким-то критериям те организации, которые проведут качественный ремонт, то это хорошо. Автоцентры, понимая, что на этом можно будет зарабатывать, будут сертифицироваться, пойдут в Усинск, в Воркуту, если видят в этом выгоду. Мне кажется, страховщикам выгодно отправить клиента в автоцентр, автоцентру выгодно получить клиента и вкладывать деньги в качество", - заметил Бешагин.

DSC_0042.jpg

DSC_0017.jpg

Итоги обсуждению подвел один из организаторов дискуссии, руководитель регионального отделения "Деловая России" Сергей Артеев.

"Сегодня крайне важно было рассмотреть вопрос со всех ракурсов, поскольку он охватывает все слои населения и инфраструктуру среднего и малого бизнеса. Важно, чтобы поправки в закон об ОСАГО не ухудшили ситуацию на рынке автострахования, а сделали ситуацию на этом рынке более доступной, чтобы проблема неурегулированности возмещений при ДТП была решена раз и навсегда. В этой связи предложение о возмещении вреда в натуральном виде, а не в денежном эквиваленте весьма рационально. Но при этом возникает другой вопрос — готовности инфраструктуры. В Коми необходимо создать условия, чтобы появилась инфраструктура в виде автосервисов, готовых предоставить качественные услуги по ремонту автомобилей, чтобы малый бизнес в сфере автосервиса захотел этим заниматься, чтобы не возникало необходимости доставлять автомобили из Усть-Цильмы или Усинска для ремонта в Ухту или Сыктывкар. Но для этого нужно время", - подчеркнул Артеев.

По мнению представителя бизнес-сообщества, имеет смысл запускать систему не в целом по России, а только в крупных городах, где сеть автосервиса развита. А на отдаленных территориях — чтобы сохранилось возмещение в денежном выражении до того момента, пока там не будет создан конкурентный рынок качественных услуг.

Накануне подобное заседание было организовано в Комитете Госдумы по финансовому рынку. Свою позицию по этому вопросу "Комиинформу" представил сенатор от Коми Дмитрий Шатохин.

По его словам, однозначно, действующая система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за годы своей работы показала свою состоятельность. Но возникли ряд проблем, которые надо было устранять. Например, наличие недобросовестных автовладельцев, которые имитируют ДТП ради выгоды. Кроме этого, высокая активность посредников, для которых "выбивание" денег из страховых компаний стало бизнесом. Как следствие, по стране 90% судебных исков к страховщикам в данный момент возникают именно в области автострахования. Поэтому для формирования рентабельности страхового бизнеса государство было вынуждено повышать базовые ставки полисов ОСАГО и поправочные коэффициенты. В какой-то момент их размеры стали запредельными. Отсюда и следующая проблема: автовладельцы стали массово отказываться от приобретения полисов, надеясь на "авось" и небольшие размеры штрафов. Поэтому предложение внести поправки в федеральное законодательство – это один из вариантов уйти от ненужных цепочек и сделать схему возмещения при реальном ДТП более прозрачной.

Schatohin.jpg

"Конечно же, есть опасения от принятия нововведений. Готовы ли автомастерские работать по новым прозрачным правилам? Не создадим ли в них очередность, излишний ажиотаж? Все-таки в регионах этот рынок слабо развит. Достаточно ли тех сроков, которые будут установлены для автомастерских для подвоза необходимых запчастей, произведения работ особенно в отдаленные города и районы? - заметил собеседник информагентства. - Рассчитываем и на другие позитивные эффекты от принятия закона - это "выход из тени" автомастерских, повышение качества их услуг, формирование реестра мастерских".