Наталья Михальченкова: "Сделать науку Коми узнаваемой, востребованной и результативной - задача, которую передо мной поставил глава"

10 ноября 2016 года, 11:30 | Сыктывкар

3 ноября глава Республики Коми Сергей Гапликов назначил и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Наталью Михальченкову на должность заместителя председателя Правительства Республики Коми - министра образования, науки и молодежной политики региона.

В интервью агентству "Комиинформ" Наталья Михальченкова рассказала о доверии главы региона, основных задачах, необходимости давать молодежи больше возможностей для самореализации и о новом руководителе университета.

- Наталья Алексеевна, расскажите о задачах, которые перед вами поставил глава республики

- Решением главы республики Сергея Анатольевича Гапликова на меня возложено курирование приоритетных стратегических проектов по трем направлениям — это социальная сфера, здравоохранение, и, в целом, сфера образования и молодежной политики, науки и инновационной деятельности. Поставленные задачи непосредственно вытекают из Программы возрождения Республики Коми, с которой Сергей Анатольевич шел на выборы осенью 2016 года.

Сегодня при президенте России создан новый институт управления — Совет при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам развития государства. На территории Республики Коми обеспечение реализации стратегических проектов развития социальной сферы, разработка и организация практического воплощения в жизнь конкретных специализированных подпроектов, включая строительство школ и модернизацию образования, — все это и будет составлять содержание моей работы. Это серьезные проекты, они предусматривают опору на государственно-частное партнерство и социальное предпринимательство.

_DSC5598.jpg

Мы все осознаем, что возможности государственного бюджета ограничены, а актуальность финансовой помощи и поддержки в решении самых насущных жизненных проблем многих категорий населения республики очевидна, поэтому сегодня региональные органы управления социальной сферой должны создать новые и при этом работающие, эффективные инструменты, способные снизить бремя нагрузки на федеральный и региональный бюджеты, чтобы повысить качество, а где-то и объем, и спектр востребованных населением социальных услуг. Большие возможности для решения этой проблемы предоставляют, например, новые институты поддержки программ в молодежной и социальной сферах — это проекты фонда "Перспектива" и гранты Федерального агентства по делам молодежи. Именно стратегический подход в государственном управлении позволяет соединить в целое понимание первостепенных проблем, инструменты и источники средств для их решения и большую систематическую работу по реализации проектов, чтобы мы все почувствовали, что жизнь меняется, и меняется в лучшую сторону.

- Какие проблемы образования и науки в Республике Коми вы определяете как ключевые, и как вам видятся перспективы развития этой сферы?

- В течение последнего года основная работа всего коллектива нашего университета была направлена на создание опорного вуза региона. Мне, как руководителю федерального вуза, она позволила увидеть наличие целого ряда "западающих" моментов в управлении и организации деятельности республиканской системы образования и сложившихся политических и управленческих традиций региона. К примеру, очевидно, что молодежная политика в республике представлена, скорее на уровне организации часто не связанных между собой мероприятий при отсутствии целенаправленной государственной политики по поддержке молодежи в республике.

_DSC5614.jpg

В науке — подобная ситуация, отсутствует четкая система должной поддержки и вовлечения имеющегося в республике научного потенциала республики в программы развития региона, этот потенциал есть, он представлен учеными Коми, в том числе, теми, кто имеет известность в российской и мировой науке. Наши ученые присутствуют в мировом научном пространстве, их работы индексируются в международных научных изданиях. Ученые из Коми читают лекции в Гарвардском университете, но об этом в республике мало кто знает.

Сделать науку Коми узнаваемой, востребованной и результативной для республики — задача, которую передо мной поставил глава. Мне она представляется понятной, актуальной и исключительно важной, работа над этой проблемой была начата на уровне университета, и я думаю, что возможности регионального уровня управления открывают широкие перспективы для ее решения.

- Приглашение вас на работу в Правительство республики - результат признания эффективного управления университетом?

- Взаимодействие с руководством региона в лице Сергея Анатольевича Гапликова по направлениям молодежной политики и стратегии развития республики Коми было выстроено уже в 2015 году. Я думаю, что предложение по совместной работе в правительстве, в целом, основано на достигнутом взаимопонимании с главой региона по вопросу развития и актуализации научного потенциала республики и вовлечения студенческой молодежи в процессы развития региона.

Сегодня в СГУ создана и успешно работает очень сильная система студенческого самоуправления, более того, эта модель жизнеспособна для других образовательных организаций, - она может быть масштабирована и на систему среднего профессионального образования республики, которая требует серьезного обновления. Моя позиция заключается в том, что молодежь не может быть только объектом государственного управления, она должна быть субъектом управления и развития молодежной среды, это очень важно понимать - в руках молодежи - будущее республики. С одной стороны, предложение о работе в правительстве, было для меня неожиданным, но после обсуждения задач, для решения которых мне предлагается переход в правительство региона, оно мне представилось понятным и интересным.

_DSC5624.jpg

- Наталья Алексеевна, переходя работать на новый уровень управления, как вы планируете взаимодействовать с университетом?

- Учитывая специфические актуальные проблемы развития СГУ как классического вуза, обусловленные процессом его реорганизации, а также исключительную социальную значимость его деятельности для региона, я осознаю важность всестороннего участия в разрешении указанных проблем и создании условий для дальнейшего подъема статуса университета и показателей его деятельности до уровня современных требований к высшему учебному заведению.

Мне представляются очевидными те решения, которые должны быть приняты на уровне региона по содействию развитию Сыктывкарского университета, для реализации стоящих перед ним целей и задач, разработанных проектов, и я приложу все усилия, чтобы эти необходимые управленческие решения были приняты руководством республики уже в ближайшее время. Подчеркну — я брала персональные обязательства по развитию университета перед федеральным министерством, перед коллективом и я их выполню.

Осознавая, что в республике функционирует сегодня два федеральных университета: классический Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина и Ухтинский технический университет, я считаю, что поддержать развитие этих вузов — это ответственность региона, каждый вуз имеет большую историю, сложившиеся образовательные, культурные и научные традиции, и перспективы социально-экономического республики связаны с успешным развитием наших университетов. Таким образом, ключевые образовательные объекты, которые требуют концентрации усилий и ресурсов — это два федеральных вуза, которые должны стать центрами всей системы профессионального образования региона.

_DSC5626.jpg

- Будет ли иметь продолжение идея о том, что университет — это своеобразная точка сборки, благодаря которой в республике должен появиться научный кластер? Получит ли продолжение идея о создании в республике научного кластера?

- С руководителями Коми научного центра, Ухтинского технического университета и Правительством республики мы обсуждали необходимость реализации проекта "Карта науки Коми". Сегодня необходимо производить обмен научными данными и результатами исследований со своими партнерами. И именно это востребовано органами исполнительной власти и институтами развития, потому что в единственном числе организация всегда слабее, чем партнерство: появляется возможность открытия диссертационных советов, привлечения финансирования на научные проекты, опубликования и продвижения результатов, а также взаимодействия с "реальным сектором", чтобы наука не работала "в стол".

Сегодня, как никогда, нужна поддержка молодых ученых, потому что это наше будущее, но эта категория теперь очень уязвима — самостоятельно, без государственной поддержки, молодые ученые и перспективные выпускники вузов не смогут заниматься наукой. У нас очень много потенциальных ученых, которым требуется господдержка — и на уровне финансов, и на уровне жилищной политики. В противном случае завтра у нас может не быть науки.

- Наталья Алексеевна, как вы планируете свою дальнейшую научную и преподавательскую деятельность?

- Я вижу для себя крайне важным продолжение научно-педагогической деятельности, мои планы в этой области согласованы с Сергеем Анатольевичем. Реализация авторских курсов, работа над докторской диссертацией объективно предполагают возможность быть занятым в качестве научно-педагогического работника. Считаю, что самостоятельная научно-педагогическая работа поможет мне оставаться в курсе актуальной ситуации в науке и образования, глубже и, в том числе, — с точки зрения практического работника понимать требования и изменения, происходящие в образовательной политике государства и в науке, а также понимать и чувствовать то, как эти требования и изменения отражаются на качестве жизни тех, кто работает в науке и образовании, и их мотивации к эффективному выполнению своих трудовых функций.

- Какова будет процедура назначения ректора университета? Расскажите, пожалуйста, о своем преемнике.

- С институтом ректоров в России сложилась сложная ситуация — сегодня ректоры более чем 80 из 500 вузов России находятся в статусе исполняющего обязанности, поэтому наш университет в этом отношении — увы, не исключение. Выборы — это плановая процедура, которая произойдет тогда, когда федеральное министерство примет соответствующее решение, и тогда выборы будут объявлены. Это предусматривает и Устав университета.

Ольга Александровна (Сотникова, 4 ноября 2016 года назначена и.о. проректора СГУ им. Питирима Сорокина – ред.) является доктором педагогических наук, имеет большой управленческий опыт в учебном заведении. Она уже более семи лет является сотрудником университета, его жизнь, преподавателей она знает по практической работе, — она преподавала и в Институте точных наук, и на программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Относительно преемственности руководства хочу обратить внимание на следующее. СГУ им. Питирима Сорокина, в соответствии с Уставом, имеет важный орган управления — конференцию коллектива и Ученый совет. Руководитель вуза несет ответственность за вопросы планирования и исполнения всех направлений развития как администратор. В 2015 году коллегиально в университете была принята Программа стратегического развития, а также утверждены проекты развития университета, — все это является обязательным к исполнению. Для любого руководителя вуза, он должен обеспечить достижение поставленных коллективом задач. Я верю в необратимость процессов развития вуза, и в то, что Ольге Александровне удастся реализовать все заявленные программы в этом направлении.

Ольга Белова

  Ключевые слова: образование, наука, вузы
  Рубрика: Наука
  • 7
  • 2
  • 6
  • 2
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору



Новости mediametrix

                       
                       
                       

Видео





Интервью

Сергей Гапликов
Глава Республики Коми

Памятная дата военной истории России

20 августа

1939 г. Начало наступления советских войск под командованием Г. К. Жуков против японских войск в районе Халхин-Гола.



Подробнее...






Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus
Смотреть видео