Наталья Бутрим: "Детский телефон доверия - это не инструмент манипулирования родителями"

17 мая 2016 года, 10:17 |
Фото Ирины Кнутас

17 мая во всем мире отмечается Международный День телефона доверия. В Сыктывкаре этому событию сегодня будут посвящены социально-развлекательные мероприятия в одном из торговых центров.

О задачах проекта, существующего во всех цивилизованных странах, о плюсах и подводных камнях телефона доверия "Комиинформу рассказала старший преподаватель Института социальных технологий СГУ имени П.А.Сорокина Наталья Бутрим.

- Когда появился детский телефон доверия? С какой целью?

- Первый такой телефон появился в 1953 году как форма помощи людям в кризисном состоянии – для профилактики суицидов. Англичанин Чад Вара объявил свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится большое количество звонков. Несколько дней он справлялся сам, а потом пришёл к выводу, что в одиночку ему с этим не справиться, и стал искать добровольных помощников. Вскоре родилось международное движение людей, оказывающих помощь по телефону всем нуждающимся. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Детские телефоны доверия - это широко распространенная по всему миру практика.

- А в Коми?

- У нас детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 работает с 1 октября 2010 года в соответствии с Соглашением от 28 сентября 2010 года № 46/03 между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и правительством республики.

Оператором детского телефона доверия в Коми является Региональный центр развития социальных технологий, консультанты детского телефона доверия – психологи и педагоги-психологи. Телефон "Скорая социальная помощь" по Республике Коми: 8(8212)21-11-66.

Целью деятельности Детского телефона доверия в РК является оказание экстренной психологической помощи населению. Обратиться в службу могут как несовершеннолетние, так и их родители. На "Телефоне доверия" работают специально обученные психологи. Они оказывают помощь всем позвонившим в вопросах, касающихся взаимоотношения родителей и детей, дружеских и любовных взаимоотношений, учебных проблем и трудностей профессионализации, здоровья и других вопросах психологического характера. Служба "Скорая социальная помощь" создана с целью оказания поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергающимся жестокому обращению или насилию. Звонки на детский телефон доверия принимаются анонимно в круглосуточном режиме.

Цель телефона доверия по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

2.jpg

- В чем его плюсы?

- В первую очередь, это, конечно, предупреждение суицидального поведения среди подростков и молодежи, что по России составляет 0,6% обращений за 2015г., учитывая серьезный рост самоубийств у детей и подростков с 2012г.

Во-вторых, это вопросы сексуального насилия в отношении детей. По оценке Фонда - 0,08% обращений по РФ касаются вопросов насилия.

И в-третьих, это ситуации, которые действительно представляют угрозу для детей и взрослых, например женщин, подвергающихся насилию.

Предупреждение таких явлений должно быть основной целью ДТД.

Так же такой телефон доверия актуален для воспитанников детских домов и интернатов.

- А минусы?

- Серьезными минусами я считаю создание образа жестоких родителей в рекламе Детского телефона доверия, что подрывает доверие и уважение ребенка к родителям даже в хороших и благополучных семьях. Причем используются для этого изображения любимых мульт-героев.

8-800_s1.jpg

Rasti-schastlivym.jpg

В культуре русского народа именно семья и родители всегда были и должны оставаться опорой и защитой ребенку. И, как прописано в принципах Детского телефона доверия - данная технология призвана укреплять семью, то есть находить пути решения вопросов с улучшением отношений в семье между родителями и детьми. Поэтому детский телефон доверия должен стать помощникам семьям, как родителям, так и детям, именно так его и нужно позиционировать.

plakat_Skoraya_sozialnaya_pomosch.png

- Может ли специалист отличить, когда звонящему ребенку действительно угрожает опасность, а когда звонок вызван минутным настроением?

- Специалисты на телефоне доверия - это подготовленные психологи, умеющие работать как с детьми, так и с родителями. Как правило, если специалист оценивает ситуацию как требующую дальнейшей работы, предлагаются консультации и встречи, но это должно происходить только с согласия позвонившего ребенка или родителя. Для этого существует специальный регламент.

- Сколько тревожных сигналов подтверждаются в результате?

- По данным фонда, за прошлый год по России проблемы в обращениях со сверстниками составили 12,5%, обращений со стороны детей по вопросам детско-родительских отношений - 8,5 %, обращений с суицидальными настроениями у детей и подростков - 0,62%. Было зафиксировано 0,6% обращений по фактам жестокого обращения в семье, 1% обращений по факту жестокого обращения вне семьи. От 30 до 40% звонков поступают от родителей по тем же детско-родительским отношениям.

Думаю, процентное соотношение в Коми примерно такое же.

- В менталитете россиян "не стучать" на ближнего, а тут специалисты призывают детей доносить на родителей. Не вырастут ли из них взрослые стукачи?

- Перекосы могут быть, как и в любой другой сфере. Самое главное тут – компетенция специалиста, правильно среагировавшего на звонок.

В настоящее время наши дети сталкиваются с большим потоком негативной информации - через интернет, на улице, ТВ – и необходимо всячески поддерживать авторитет родителей, бабушек и дедушек, поддерживать связь поколений, чтобы в первую очередь оградить своих детей от опасного влияния, наркотиков, распутства, духовной и моральной деградации, удерживать от неверных шагов. Изначально воспитание дается в семье: любить и уважать родителей, быть честным, отвечать за свои поступки, уметь просить прощения и прощать, трудиться и помогать, взаимодействовать и доверять друг другу. В семье это дается любовью и заботой. Человек, вырастающий без этих ценностей, как правило, лишен корней, традиций, ему нечем дорожить.

Формировать в детях страх перед родителями, учить их жаловаться на родителей по любому поводу (не купили игрушку, заставляют мыть посуду, учиться и т.д.) - это разрушение семьи, традиций, будущего наших детей. Какими они вырастут сами и какими станут родителями в будущем? Захотят ли они иметь детей вообще?

Формируя образы заботливых и любящих родителей, в том числе через телефоны доверия и социальную рекламу, авторитет родителей будет только укрепляться в глазах детей, и поможет обратиться в первую очередь к ним - к родным и близким людям. Телефон доверия задуман как благо, а не как инструмент манипулирования родителями, педагогами и другими специалистами, работающими с детьми, подростками и семьями.

4.jpg

- Существуют ли ошибки?

- Согласно российской практике, случаев, когда специалисты ошибались и в результате страдала семья, было крайне мало, но все же они были. Все зависит, еще раз повторюсь, от компетенции специалиста.

- Есть мнение, что телефоны доверия угрожают институту семьи, на Западе это уже норма. И ювенальная юстиция там свирепствует. Не ждет ли такая же участь нас?

- Мы много слышим о правах детей. Одно из главных прав, на мой взгляд, это воспитываться в родной семье. Родители - самые главные люди в жизни детей. Защита этого права - главная задача нас, как родителей и государства, для его целостности и благополучия. Телефон доверия должен помочь найти выход из сложной ситуации, улучшать отношения в семье.

Я бы хотела пожелать всем семьям, детям, нашей замечательной молодежи, старшему мудрому поколению, больше общаться, находить время быть вместе, делиться своим опытом, любить друг друга. Всем счастья, мира, благополучия, взаимопонимания и взаимоподдержки, того, чем дорожит каждая семья и в трудные времена не обвинять друг друга, а говорить: "Я с тобой, мы справимся".

Ольга Полина

  Ключевые слова: телефон доверия
  Рубрика: Общество
  • 1
  • 1
  • 0
  • 2
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору



Новости mediametrix

                       
                       
                       

Видео





Интервью

Сергей Гапликов
Глава Республики Коми

Памятная дата военной истории России

20 августа

1939 г. Начало наступления советских войск под командованием Г. К. Жуков против японских войск в районе Халхин-Гола.



Подробнее...






Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus
Смотреть видео