Наталья Бутрим: "Детский телефон доверия - это не инструмент манипулирования родителями"

17 мая 2016 года, 10:17 |
Фото Ирины Кнутас

17 мая во всем мире отмечается Международный День телефона доверия. В Сыктывкаре этому событию сегодня будут посвящены социально-развлекательные мероприятия в одном из торговых центров.

О задачах проекта, существующего во всех цивилизованных странах, о плюсах и подводных камнях телефона доверия "Комиинформу рассказала старший преподаватель Института социальных технологий СГУ имени П.А.Сорокина Наталья Бутрим.

- Когда появился детский телефон доверия? С какой целью?

- Первый такой телефон появился в 1953 году как форма помощи людям в кризисном состоянии – для профилактики суицидов. Англичанин Чад Вара объявил свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится большое количество звонков. Несколько дней он справлялся сам, а потом пришёл к выводу, что в одиночку ему с этим не справиться, и стал искать добровольных помощников. Вскоре родилось международное движение людей, оказывающих помощь по телефону всем нуждающимся. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Детские телефоны доверия - это широко распространенная по всему миру практика.

- А в Коми?

- У нас детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 работает с 1 октября 2010 года в соответствии с Соглашением от 28 сентября 2010 года № 46/03 между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и правительством республики.

Оператором детского телефона доверия в Коми является Региональный центр развития социальных технологий, консультанты детского телефона доверия – психологи и педагоги-психологи. Телефон "Скорая социальная помощь" по Республике Коми: 8(8212)21-11-66.

Целью деятельности Детского телефона доверия в РК является оказание экстренной психологической помощи населению. Обратиться в службу могут как несовершеннолетние, так и их родители. На "Телефоне доверия" работают специально обученные психологи. Они оказывают помощь всем позвонившим в вопросах, касающихся взаимоотношения родителей и детей, дружеских и любовных взаимоотношений, учебных проблем и трудностей профессионализации, здоровья и других вопросах психологического характера. Служба "Скорая социальная помощь" создана с целью оказания поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергающимся жестокому обращению или насилию. Звонки на детский телефон доверия принимаются анонимно в круглосуточном режиме.

Цель телефона доверия по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

2.jpg

- В чем его плюсы?

- В первую очередь, это, конечно, предупреждение суицидального поведения среди подростков и молодежи, что по России составляет 0,6% обращений за 2015г., учитывая серьезный рост самоубийств у детей и подростков с 2012г.

Во-вторых, это вопросы сексуального насилия в отношении детей. По оценке Фонда - 0,08% обращений по РФ касаются вопросов насилия.

И в-третьих, это ситуации, которые действительно представляют угрозу для детей и взрослых, например женщин, подвергающихся насилию.

Предупреждение таких явлений должно быть основной целью ДТД.

Так же такой телефон доверия актуален для воспитанников детских домов и интернатов.

- А минусы?

- Серьезными минусами я считаю создание образа жестоких родителей в рекламе Детского телефона доверия, что подрывает доверие и уважение ребенка к родителям даже в хороших и благополучных семьях. Причем используются для этого изображения любимых мульт-героев.

8-800_s1.jpg

Rasti-schastlivym.jpg

В культуре русского народа именно семья и родители всегда были и должны оставаться опорой и защитой ребенку. И, как прописано в принципах Детского телефона доверия - данная технология призвана укреплять семью, то есть находить пути решения вопросов с улучшением отношений в семье между родителями и детьми. Поэтому детский телефон доверия должен стать помощникам семьям, как родителям, так и детям, именно так его и нужно позиционировать.

plakat_Skoraya_sozialnaya_pomosch.png

- Может ли специалист отличить, когда звонящему ребенку действительно угрожает опасность, а когда звонок вызван минутным настроением?

- Специалисты на телефоне доверия - это подготовленные психологи, умеющие работать как с детьми, так и с родителями. Как правило, если специалист оценивает ситуацию как требующую дальнейшей работы, предлагаются консультации и встречи, но это должно происходить только с согласия позвонившего ребенка или родителя. Для этого существует специальный регламент.

- Сколько тревожных сигналов подтверждаются в результате?

- По данным фонда, за прошлый год по России проблемы в обращениях со сверстниками составили 12,5%, обращений со стороны детей по вопросам детско-родительских отношений - 8,5 %, обращений с суицидальными настроениями у детей и подростков - 0,62%. Было зафиксировано 0,6% обращений по фактам жестокого обращения в семье, 1% обращений по факту жестокого обращения вне семьи. От 30 до 40% звонков поступают от родителей по тем же детско-родительским отношениям.

Думаю, процентное соотношение в Коми примерно такое же.

- В менталитете россиян "не стучать" на ближнего, а тут специалисты призывают детей доносить на родителей. Не вырастут ли из них взрослые стукачи?

- Перекосы могут быть, как и в любой другой сфере. Самое главное тут – компетенция специалиста, правильно среагировавшего на звонок.

В настоящее время наши дети сталкиваются с большим потоком негативной информации - через интернет, на улице, ТВ – и необходимо всячески поддерживать авторитет родителей, бабушек и дедушек, поддерживать связь поколений, чтобы в первую очередь оградить своих детей от опасного влияния, наркотиков, распутства, духовной и моральной деградации, удерживать от неверных шагов. Изначально воспитание дается в семье: любить и уважать родителей, быть честным, отвечать за свои поступки, уметь просить прощения и прощать, трудиться и помогать, взаимодействовать и доверять друг другу. В семье это дается любовью и заботой. Человек, вырастающий без этих ценностей, как правило, лишен корней, традиций, ему нечем дорожить.

Формировать в детях страх перед родителями, учить их жаловаться на родителей по любому поводу (не купили игрушку, заставляют мыть посуду, учиться и т.д.) - это разрушение семьи, традиций, будущего наших детей. Какими они вырастут сами и какими станут родителями в будущем? Захотят ли они иметь детей вообще?

Формируя образы заботливых и любящих родителей, в том числе через телефоны доверия и социальную рекламу, авторитет родителей будет только укрепляться в глазах детей, и поможет обратиться в первую очередь к ним - к родным и близким людям. Телефон доверия задуман как благо, а не как инструмент манипулирования родителями, педагогами и другими специалистами, работающими с детьми, подростками и семьями.

4.jpg

- Существуют ли ошибки?

- Согласно российской практике, случаев, когда специалисты ошибались и в результате страдала семья, было крайне мало, но все же они были. Все зависит, еще раз повторюсь, от компетенции специалиста.

- Есть мнение, что телефоны доверия угрожают институту семьи, на Западе это уже норма. И ювенальная юстиция там свирепствует. Не ждет ли такая же участь нас?

- Мы много слышим о правах детей. Одно из главных прав, на мой взгляд, это воспитываться в родной семье. Родители - самые главные люди в жизни детей. Защита этого права - главная задача нас, как родителей и государства, для его целостности и благополучия. Телефон доверия должен помочь найти выход из сложной ситуации, улучшать отношения в семье.

Я бы хотела пожелать всем семьям, детям, нашей замечательной молодежи, старшему мудрому поколению, больше общаться, находить время быть вместе, делиться своим опытом, любить друг друга. Всем счастья, мира, благополучия, взаимопонимания и взаимоподдержки, того, чем дорожит каждая семья и в трудные времена не обвинять друг друга, а говорить: "Я с тобой, мы справимся".

Ольга Полина

  Ключевые слова: телефон доверия
  Рубрика: Общество
  • 1
  • 1
  • 0
  • 2
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору



Новости mediametrix

                       
                       
                       

Видео




Интервью

Михаил Порядин
Руководитель Администрации главы Республики Коми

Памятная дата военной истории России

10 декабря

В этот день в 1877 году русские войска взяли турецкую крепость Плевна.



Подробнее...






Индекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Статистика Система Orphus
Смотреть видео