Новости Республики Коми | Комиинформ

Автор текста "Тотального диктанта-2016" Андрей Усачёв: Не надо грузить детей тяжелыми текстами

Автор текста "Тотального диктанта-2016" Андрей Усачёв: Не надо грузить детей тяжелыми текстами
Автор текста "Тотального диктанта-2016" Андрей Усачёв: Не надо грузить детей тяжелыми текстами
logo
Автор текста "Тотального диктанта-2016" Андрей Усачёв: Не надо грузить детей тяжелыми текстами
Фото Полины Романовой

Накануне старта акции "Тотальный диктант" "Российская газета" пообщалась с писателем Андреем Усачевым, автором текста диктанта, который 16 апреля напишут по всему миру. И он рассказал о своем опыте участия в "Тотальном диктанте", поделился своими наблюдениями о современном подрастающем поколении и объяснил, почему в век компьютеров, готовых исправить любую ошибку, человеку важно оставаться грамотным.

- Ваш текст будут диктовать по всему миру — волнуетесь? Каких результатов ждете, сами смогли бы написать диктант на отлично?

- Волнения я не испытываю, но не потому что это не волнительное событие, просто у меня большой опыт выступлений перед людьми. Я очень много выступаю перед детьми, и раз перед такой требовательной публикой не робею, то чего мне взрослых боятся. Ожидания… Я всегда надеюсь на лучшее. Даже если результаты будут не очень хорошие — это не важно. Гораздо важнее сам факт попытки. Если что-то получается не очень хорошо, нормального человека это задевает, и в следующий раз он захочет написать получше. Может, возьмется за учебник, залезет в справочники, откроет словарь Виноградова. Хочется думать, что наш народ грамотнее, чем мы о нем думаем.

- Вы довольны конечным вариантом текста, ведь оригинальная версия была усложнена грамматически и орфографически?

- Текст, безусловно, усложнили, но члены экспертного совета отнеслись к нему очень бережно, постарались сохранить и мысли, и юмор. Только в двух местах я попросил изменить какие-то конструкции, которые получились не совсем стилистически точными. А вот юмор остался, а это вещь очень тонкая, достаточно изменить одно слово и шутка пропадает.

- Считаете ли вы себя грамотным человеком? Нужно ли нам вообще быть грамотными, ведь есть Word, который все исправит.

- У меня есть проблема со знаками препинания. И только недавно я понял почему — в поэзии другое дыхание, другая ритмика. Паузы, цезуры создают ритмику поэтической речи, которая сильно отличается от ритмики прозаической, устной речи. Я сознательно ставлю где-то неправильные знаки препинания, потому что так слышу. Получается, в мышлении поэтов происходит некоторый программный сбой.
Но грамотными желательно быть всегда. Представьте, что завтра произошел какой-то сбой и мы остались без Word’а и интернета. А если вы окажетесь на необитаемом острове, надо же будет правильно написать на песке "Спасите!". Компьютерные программы, конечно, помогают, но и мешают одновременно. Человек расслабляется, когда ему красненьким помечают ошибки. С другой стороны, есть шанс, что человек задумается над тем, как правильно. К тому же писание, как и рисование хорошо развивают руку, а рука, как говорят психологи, учит мозг.

- Говорят, что современное поколение скорее пойдет в кино, чем откроет новую книгу.

- Уйти от текста мы в любом случае не сможем, а в том, что детям и взрослым нравится картинки смотреть, нет ничего странного. Я и сам с большим удовольствием буду смотреть приключенческие фильмы, чем читать приключенческую книжку. В детстве очень любил Жюль Верна и Майн Рида, но всегда с нетерпением пролистывал описания природы, жаждал действия, той самой картинки. Сейчас мы за пару секунд можем посмотреть, как выглядит мексиканский кактус, и необязательно читать описание на двух страницах.

Но чтение никуда не денется. Просто не надо грузить детей такими тяжелыми текстами, как "Преступление и наказание" или"Война и мир". Обилие непонятных слов и проблем скорее приводит к отторжению. Каждому возрасту свое: малышам нужно много картинок, а с возрастом картинки должны постепенно вытесняться текстом.

- Недавно на страницах "Российской газеты" разгорелся своеобразный спор между двумя писателями Дмитрием Быковым и Павлом Басинским. Быков настаивает на том, что растет поколение гениев, которое оставит нас всех далеко позади. На что Басинский возражает, что сегодня информация дается слишком легко, достаточно сказать: "О’кей, Гугл", а где же настоящие знания? А вы что думаете?

- На мой взгляд, одна позиция совсем не противоречит другой. Современные дети определенно более быстрые и значительно лучше информативно образованные. Но то, что быстро и легко дается, обычно так же быстро и забывается. Помните, как готовились к экзаменам — за три дня все выучили, сдали и тут же все забыли. Так что я готов согласиться с Басинским, что эти знания очень поверхностные. Но готов поддержать и Быкова в том, что современные дети действительно больше знают. Вопрос только в качестве этих знаний.

Когда ты дошел до библиотеки, нашел нужную книжку, прочитал ее, то полученную информацию уже не забудешь, потому что потратил на это свои силы и время. Дети больше знают — да, глубже — не уверен.

- Последний вопрос дежурный. Поделитесь вашими творческими планами?

- Надеюсь, в мае выйдет книжка "Этот древний, древний мир", по которой, собственно, и написан текст диктанта. Точнее сказать две книги: урок 1 и урок 2, объединенные общим названием.

Меня давно просили написать про умную собачку Соню, и в сентябре должна увидеть свет "Азбука собачки Сони" — такая азбука для безграмотных собачек. Сейчас эту книгу иллюстрируют.
А еще пытаюсь закончить пятую часть "Дедморозовки". Книга будет называться "Путешествие на айсберг", и надеюсь, что она выйдет в октябре.

  Ключевые слова: тотальный диктант