Новости Республики Коми | Комиинформ

Руководство Прилузья довело район до банкротства

Руководство Прилузья довело район до банкротства
Руководство Прилузья довело район до банкротства
logo

По итогам 2014 года Прилузский район оказался одним из самых дотационных среди муниципалитетов Коми: почти 80 процентов бюджета состояло из безвозмездных поступлений республики. Спустя год удельный вес дотаций вырос до 91,7 процента. При этом проверка контрольно-счетной палаты муниципального района выявила многочисленные нецелевые использования бюджетных средств на протяжении последних трех лет. А история со строительством детского сада в селе Объячево, когда более девяноста миллионов рублей были использованы чиновниками администрации района не по назначению, поставила под сомнение адекватность руководства Прилузья. О том, что происходит в районе, выясняла "Республика".

Исчезнувшие миллионы

Кричащая проблема района на данный момент – строительство уже упомянутого детского сада на 220 мест в селе Объячево. Год назад было заявлено, что идет оно полным ходом и во втором квартале 2015-го объект будет сдан. Однако сейчас даже по самым оптимистичным прогнозам строительство завершится не раньше первого июля 2016 года – средств не хватает.

Бывший глава администрации муниципалитета, а с недавних пор первый замруководителя мэра Иван Рожицын в качестве источника проблемы называет удорожание проекта.

– Это проект повторного применения, такие садики уже построены в Ухте, Сыктывкаре. Планировалось, что он обойдется примерно в 200 миллионов. Но нам пришлось строить не в самом Объячеве – там просто территории не нашлось, а буквально в чистом поле, где когда-нибудь будет жилой микрорайон, там же планируется физкультурно-оздоровительный комплекс. Но инфраструктура здесь абсолютно не освоена, надо было тянуть новые сети – тепло, водопровод, канализацию, электричество. Устанавливать новую подстанцию, компрессорно-насосную станцию. И стоимость детсада очень возросла. На сегодня возведена коробка здания, необходимо завершить работы по устройству кровли, закрытию оконных и дверных проемов, – говорит Иван Рожицын.

По информации "Республики", решение о строительстве детсада в чистом поле, где отсутствовал даже намек на коммуникации, принималось не вполне на трезвую голову. Иначе объяснить фантастическое решение, которое привело к резкому превышению строительной сметы, нельзя. В итоге пришлось тащить инженерные сети, закладывать дополнительные деньги на будущее благоустройство территории, менять конструкции фундамента в результате привязки проекта к местности и многое другое.

– Перед муниципалитетами стоит задача в 2016 году обеспечить дошкольными местами детей от полутора лет на сто процентов, и в следующем году нам этот садик кровь из носу надо достроить, – продолжает Иван Рожицын. – Мы получили по налоговым льготам 183 миллиона, а надо 272 миллиона. 95 миллионов мы уже потратили.

Бывший глава района почему-то забыл добавить о том, почему и по чьей вине произошло удорожание сметы, а также припомнить, что 93,3 миллиона рублей из тех самых 183-х администрация уже израсходовала на другие цели. Средства эти были перечислены бюджету Прилузского района в рамках реализации постановления правительства Коми о налоговых льготах в соответствии с соглашениями с ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", ООО "КомиАрктикОйл", ОАО "Коминефть" и ООО "ЛУКОЙЛ-Северозападнефтепродукт".

– По результатам проверки стало видно, что из целевых средств на детсад, которые поступили напрямую в местный бюджет (а это 183 миллиона 900 тысяч рублей), на само строительство задействовано только 90 с половиной миллионов, – рассказала "Республике" министр финансов региона Галина Рубцова. – Остальные средства были направлены администрацией муниципалитета на другие нужды. И получается, что ни в бюджете 2014 года, ни в нынешнем году средств на строительство объекта просто нет. То есть по бюджетному законодательству мы имеем прямое нецелевое расходование средств. Мы уже собирались у председателя правительства Коми, обсуждали это, смотрели местный бюджет, потому что строительство необходимо продолжить. Но где и как местные власти найдут эти 93 миллиона – большой вопрос.

Регион, и так профинансировавший из общей кассы реализацию социального проекта, доплачивать за разгильдяйство местных чинуш пока не хочет. Если же руководство Прилузского района не изыщет исчезнувшие бюджетные деньги, скорее всего, можно вести разговор о наказании за нецелевое использование средств. По словам Галины Рубцовой, административное наказание, которое светит в таком случае, – от 20 до 50 тысяч рублей штрафа и дисквалификация должностных лиц. По другим данным, речь может идти и об уголовном наказании.

Деньги на сторону

Между тем исчезнувшие миллионы и окончание строительства детсада – не единственная беда района. Как стало известно изданию, еще в марте контрольно-счетная палата Прилузского района направляла экстренное сообщение в КСП Коми о том, какова ситуация в муниципалитете. Выводы экспертов неутешительные: три года допускается нецелевое, неправомерное, неэкономное и неэффективное использование бюджетных средств. При этом руководство района не принимает меры по выявленным нарушениям, а напротив, публично обвиняет в необъективности и некомпетентности сотрудников КСП. Председатель совета района Василий Кузнецов на заседании представительного органа власти 25 февраля посоветовал руководителям "посылать куда подальше" предложения экспертов-аналитиков об устранении нарушений бюджетного законодательства. А нецелевое расходование средств между тем приобретает просто устрашающие масштабы.

Только в результате проведенных контрольных мероприятий выявлено нецелевое расходование бюджетных средств в 2012 году – 1071,5 тыс. руб., в 2013-м – 1372,7 тыс. руб., в 2014-м – 751,1 тыс. руб. Как уже упоминалось, за 2012-2013 годы допущено нецелевое расходование средств около 90 миллионов рублей, полученных в бюджет района на строительство детсада в Объячево. В 2014-м году – 5,5 миллиона рублей муниципального дорожного фонда также были потрачены не по назначению. Любопытно, но на том же заседании совета эти цифры председателем контрольно-счетной палаты были озвучены, но депутаты никак на это не отреагировали – приняли как должное.

По сути, руководство администрации и совета района пытаются скрыть финансовый кризис, всячески принижая деятельность КСП, инициируя в отношении финансовых экспертов многочисленные проверки, оскорбляя и депремируя сотрудников по надуманным причинам.

На пути к кризису

Впрочем, нецелевое расходование средств хоть и пахнет уголовным разбирательством, но к финансовому кризису целого района привести не может. Стать банкротом району уготовано от неэффективного управления финансовыми потоками. В 2015 году доходная часть бюджета сформирована на 91,7 процента за счет безвозмездных поступлений от республиканского уровня. Это значит, что собственных доходов планируется собрать меньше девяти процентов. Эксперты полагают, что руководство района не выполняет план приватизации муниципального имущества, не работает по платежам с предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Прилузья, а с их руководителями просто не находит общего языка. Так, из-за неадекватного отношения местных властей компания "Лузалес", основные производственные мощности которой располагаются в поселке Кыддзявидзь Прилузского района, недавно сменила место налогового учета, перерегистрировавшись в Сыктывкаре.

По итогам прошлого года установлено неисполнение плановых показателей бюджета по поступлению налоговых и неналоговых доходов на 11,3 процента. А объем муниципального долга вырос в 3,9 раза, и это один из самых высоких показателей среди всех муниципальных районов Коми. При этом в структуре муниципального долга района увеличился удельный вес кредитов, полученных от кредитных организаций, составивший по итогам 2014 года 41,4 процента в общем объеме муниципального долга.

И что характерно, негативные тенденции сохраняются и в утвержденном на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов бюджете. А для погашения ранее взятых заимствований власть намерена привлекать новые кредитные ресурсы, усаживая район в и без того глубокую долговую яму.

В качестве еще одной серьезной проблемы Галина Рубцова назвала многомиллионные задолженности – кредиторскую и по коммунальным платежам. На 1 апреля, например, просроченная кредиторская задолженность составляла порядка 21 миллиона рублей, схожую сумму муниципалитет должен предприятиям ЖКХ.

С выплатой кредитов, по словам министра, республика Прилузью поможет, выдав на эти нужды заем на три года.

– Мы, как финансовый орган, который мониторит местные бюджеты, контролируем и то, что происходит в Прилузском районе. Приведу такой факт: только в 2014-м мы в течение года два раза приостанавливали перечисление бюджетных трансфертов из республиканского бюджета в связи с тем, что грубо нарушались нормы закона в части превышения дефицита бюджета. Это серьезное нарушение, приходилось прибегать вот к таким мерам, которых не было по отношению к другим районам, – рассказывает министр финансов.

Если бы речь шла не о муниципальном образовании, а о неком предприятии, все вышеперечисленное – долги, проблемы с реализацией крупного проекта, острый дефицит доходов – могло бы свидетельствовать о скором введении кризисного управления. Муниципальный район может пойти по такому же пути.

– Да, в таком случае тоже может быть временное финансовое управление, но я думаю, что здесь до такого не дойдет, – полагает Галина Рубцова. – Потому что ситуацию мы держим на контроле, район без помощи мы все равно не бросим, и поддержка из республиканского бюджета будет, хоть мы и ограничены в средствах – будем изыскивать. Население не должно страдать от неэффективного руководства. Но, конечно, подобных ситуаций в муниципалитетах у нас еще не было.

Южные ворота

То, что такая непростая ситуация складывается именно в Прилузском районе, наводит на грустные мысли: муниципалитет по меркам региона не из депрессивных. Самый южный – значит проще заниматься сельским хозяйством. При этом он и "южные ворота Коми" – через него проходит федеральная трасса "Вятка". Развита лесная промышленность. Молодежь очень активная. И вот при таких положительных "слагаемых успеха" отчего-то оказались в минусах.

Председатель совета Василий Кузнецов любые обвинения в свой адрес отвергает, полагая, что все вопросы надо переадресовать аж федеральным законодателям.

"Любимчиков" у финансистов нет

Комментарии по поводу ситуации в Прилузском районе дал и председатель правительства Коми Владимир Тукмаков. Он сообщил, что рост стоимости работ по строительству садика до 272 миллионов рублей подтверждает дополнительная государственная экспертиза проектно-сметной документации. Сейчас, чтобы достроить дошкольное учреждение, нужно изыскать еще 176,6 миллиона рублей, но средств таких нет, поэтому стройка на сегодня приостановлена.

– Вопрос о выделении дополнительных средств из республиканского бюджета может быть рассмотрен по итогам его реализации за первое полугодие 2015 года и с учетом результатов анализа бюджета МО МР "Прилузский" с точки зрения объективности его планирования, оптимальности и эффективности его расходной части, – заявил Владимир Тукмаков, отметив, что республика в полной мере выполняет свои обязательства в части выделения средств местным бюджетам. И при планировании объемов дотаций для обеспечения сбалансированности местных бюджетов правительство Коми исходит из необходимости обеспечения одинакового для всех муниципалитетов уровня собственной доходной базы соответствующего местного бюджета в сравнении с предыдущим годом.

Попросту говоря, подразумевается, что "любимчиков" среди муниципальных администраций у финансистов нет, средства выделяют так, чтобы всем хватило на текущие потребности. Если учитывать еще и целевые трансферты (на строительство тех же социальных учреждений, например), может возникнуть впечатление, что одним муниципалитетам временами достается больше, чем другим. Но ведь и целевые средства дают не просто так, а исходя из обстановки в городах и районах – кому и что жизненно необходимо.

"Предлагается качественно планировать"

Председатель правительства привел следующие цифры: в 2012 году бюджету муниципального района "Прилузский" выделено 262,3 млн. рублей нецелевых межбюджетных трансфертов (в том числе в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 165,0 млн. рублей, за счет дополнительного норматива отчислений от НДФЛ 97,3 млн. рублей). В 2013-м – 290,6 млн. рублей. В 2014-м – 233,5 млн. рублей, но при этом с 1 января того года расходы бюджета муниципального района на оплату труда и обеспечение учебного процесса в муниципальных дошкольных образовательных организациях переданы в республиканский бюджет, расчетная сумма передачи составила 87,0 млн. рублей. Уменьшения нецелевых межбюджетных трансфертов в 2014 году на 90,0 млн. рублей в связи с нецелевым расходованием средств на строительство детского сада не производилось. В 2015 году муниципальному району "Прилузский" выделена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности 202,7 млн. рублей, дотация на сбалансированность местных бюджетов 42,8 млн. рублей. Увеличение к 2014 году составило 12,0 млн. рублей.

– Администрации района предлагается качественно и обоснованно, с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательстве, а также исходя из динамики и анализа поступления налоговых и неналоговых платежей планировать доходную часть бюджета. Учитывая неблагоприятную финансовую ситуацию, следует определить приоритеты в направлениях использования финансовых ресурсов, взвешенно подходить к участию в государственных программах РК с учетом возможностей местного бюджета по обеспечению обязательного объема софинансирования. Недостающие объемы финансовых ресурсов предлагается изыскать за счет перераспределения бюджетных ассигнований между статьями затрат, а также за счет реализации мероприятий по оптимизации затрат и сокращения неэффективных расходов. Следует обратить внимание, что положениями Бюджетного кодекса РФ установлены принципы самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов, что требует со стороны органов местного самоуправления ответственного подхода к вопросам формирования и развития собственной доходной базы, принятия расходных обязательств местного бюджета, – заключил Владимир Тукмаков.


Между тем жители Прилузского района направили обращение в адрес главы Коми Вячеслава Гайзера, жалуясь на бедственное положение, сложившееся в районе:

"Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Уже несколько лет зреет недовольство населения бездеятельностью администрации нашего района. Особенно ситуация усугубилась в последние годы. Какой проблемы ни коснись, у руководства района одни отговорки – ссылки на кризис, отсутствие финансирования из республики. Но другим районам тоже не легче, а подвижки по тем или иным вопросам все-таки имеются! У нас же, как говорится, куда ни кинь – везде клин.

Начнем с извечной российской проблемы – состояния дорог в районе. Всем известно аварийное состояние автомобильной дороги Ваймес – Верхолузье, Объячево – Изъяшор. Требует срочного ремонта более 40 км грунтовой и более 10 км дороги с твердым покрытием дороги Ношуль – Ваймес. В 2014 году отремонтировано только 5 км дороги Ношуль – Ваймес – Оньмесь.

Ремонт внутрипоселенческих дорог не производился с 80-х годов прошлого века. В 2014 в селе Объячево отремонтировано только 2 км дороги, при этом с подрядчиком район, по нашим сведениям, не рассчитался до сих пор. Кто после этого согласится заниматься дорогами в деревнях и поселках района?

Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве тоже критическая. Не решается вопрос о подведении коммунальных сетей к новым застройкам. Так, не будут завершены в срок работы по проведению системы канализации в шесть 12-квартирных домов, расположенных по ул.30 лет Победы, ул. Первого мая, Ручейной.

Крайне низкими темпами ведется капитальный ремонт жилья и переселения граждан из ветхого жилья.

В МУП "Объячевожилсервис" задолженность по заработной плате за период с декабря 2014 г. по март 2015 г. составляет более 400 тыс. руб., а в МУП "Спецтехника" более полумиллиона.

В селе Черныш из скважины подается вода плохого качества (с повышенным содержанием железа и марганца). Альтернативных источников воды у населения нет (а в селе проживает около 500 человек). И когда этот вопрос будет решаться, до сих пор непонятно.

Складывается напряженная ситуация с пассажирскими автобусными перевозками. МУП "Спецтехника" сократило количество автобусных рейсов по селу Объячево, а также в селах Лойма, Ношуль и Кыддзявидзь. Если раньше автобусные рейсы в села Лойма, Ношуль и Кыддзявидзь осуществлялись ежедневно (два раза в день – утром и вечером), то теперь – только два раза в неделю. С апреля 2014 г. отменены автобусные рейсы в поселки Верхолузье, Велдоръя (расстояние до райцентра Объячево 90 км).

В районе остро стоит проблема бездомных собак. Казалось бы, мелочь по сравнению с другими более важными делами. Однако только за прошлый год от укусов бездомных животных пострадало более 100 жителей района (из них почти треть детей). Неоднократные факты нападения собак отмечены уже и в течение 2015 г.

Не лучше ситуация в так называемой социальной сфере. Чтобы ее понять, достаточно привести только несколько фактов. Так, существует необходимость в строительстве школы в селе Ношуль. Еще в 2000 г. были забиты сваи под фундамент школы, но дальше этого дело не двинулось.

Судя по всему, на неопределенное время откладывается завершение строительства детсада в с. Объячево.

Под угрозой срыва организация в текущем году летнего отдыха детей. Однако, насколько нам известно, при утверждении в декабре 2014 г. бюджета района данные средства заложены не были. В соответствии с действующим законодательством внести изменения в районный бюджет будет возможно только по итогам исполнения бюджета за первый квартал текущего года, то есть в мае, когда на организацию летнего отдыха времени практически не останется.

И так можно долго приводить примеры того, что в Прилузском районе чего-то нет, что-то не делается, что-то закрывается. А что же администрация муниципального образования "Прилузский"? Где ее роль? И можно ли назвать после этого "эффективным менеджером" руководителя администрации С.М. Попова?

Очевидно, назрело время принятия конкретных и решительных мер по удержанию Прилузского района от окончательного развала. Убедительно просим Вас, уважаемый Вячеслав Михайлович, повлиять на сложившуюся кризисную ситуацию, помочь наладить управляемость районом и на первом этапе хотя бы стабилизировать положение дел. Вместе с тем мы рассчитываем и на дальнейшее его развитие. Прилузский район всегда был в числе крепких сельскохозяйственных районов республики. Надеемся, что при грамотном, хозяйском руководстве он таким и будет.

С уважением, жители Прилузского района"