Новости Республики Коми | Комиинформ

Пробные сочинения выпускников Коми: "Жалейте, потому что это бумерангом к вам вернется"

Пробные сочинения выпускников Коми: "Жалейте, потому что это бумерангом к вам вернется"
Пробные сочинения выпускников Коми: "Жалейте, потому что это бумерангом к вам вернется"
logo

В Министерстве образования РК подвели итоги апробации итогового сочинения на территории региона.

Напомним, 20 ноября во всех муниципалитетах Коми прошла генеральная репетиция итогового сочинения по литературе. Сам экзамен, который станет допуском к ЕГЭ по русскому языку, пройдет в регионе уже 3 декабря. Одиннадцатиклассники писали работы по трем темам, определенным для Республики Коми Рособрнадзором: "Какие произведения Лермонтова вы бы посоветовали прочитать другу?", "Можно ли обойтись без книг?" и "Почему важно уметь сострадать другому?".

Всего в апробации участвовало 4213 человек. "Зачет" получили 3784 человека. Не выдержали испытания 429 школьников, что составляет 10,18%. Из них более четверти получили неудовлетворительную оценку за грамотность.

Языковеды подробно проанализировали каждую работу и выработали рекомендации для учителей русского языка и литературы, которые позволят скорректировать уровень подопечных накануне решающего испытания.

По оценке экспертов, современные школьники частенько употребляют слово в несвойственном ему значении, злоупотребляют иностилевыми словами и выражениями, неуместно используют экспрессивные выражения и просторечия. К примеру, дети заявляют в сочинениях, что "книги нужны, чтобы приводить мозги в порядок", а "у Господина из Сан-Франциско сразу шкальнула самооценка".

Среди серьезных недочетов одиннадцатиклассников - искажение сюжета произведения вследствие незнания литературного материала: "Печорин вовлёк в чтение и Татьяну", "Бела покончила с собой", "Раскольников, кроме старухи, посягнул на её дочь", "Печорин убит на дуэли", "Печорин плакал над трупом Веры", "Лермонтов сравнивает на страницах романа Печорина и Онегина, поэтому изображает их вместе".

Школьники, в чей перечень любимых предметов явно не входит литература, анализировали в своих работах такие образцы, как "Юшка" и "Судьба человека" М.Ю. Лермонтова, "Преступлении и наказание" Л.Толстого, "На дне" А.С.Пушкина, "Горе от ума" М .Горького. Проверяющих, вероятно, удивило и то, что, по мнению одного из экзаменующихся, Эдмонд Дантес написал повесть "Бела".

Эксперты сделали неутешительные для языковедов выводы о том, что изучение художественных произведений в учебных заведениях проводится без опоры на прочитанные в полном объеме тексты, учащиеся демонстрируют в сочинениях опору преимущественно на пересказ ключевых эпизодов вне связи с сюжетом произведения, изучение некоторых произведений сведено к просмотру художественных фильмов по мотивам произведений, художественные произведения обобщаются преимущественно в форме пересказа отдельных фрагментов, без учёта внутренней связи, единства между ключевыми эпизодами, учащиеся не знают точного лексического значения многих слов.

Перечисление недочетов и рекомендаций в документе за подписью первого заместителя министра образования Светланы Моисеевой-Архиповой заняло не одну страницу.

"Комиинформ" приводит лишь несколько "перлов" из сочинений школьников республики. Авторская орфография и пунктуация сохранена.

"Наташа Ростова приходила к Обломову, так как у него была большая библиотека, а она очень любила читать";

"Старцев начал пить и превратился в Ионыча";

"Любовь Наташи Ростовой и Раскольникова достойна сострадания Болконского";

"Печорин, герой повести "Капитанская дочка", дарит тулуп Распутину";

"Минометные обстрелы и бомбёжки в поэме "Бородино";

"Женя Бричкина по поручению старшины погибает в болоте".

"Книги помогают человеку развиваться, например "Репка" разбивает нашу физическую силу".

"Жалейте, потому что это бумерангом к вам вернется"

"Сострадание это то что должно быть в людях всегда. Ведь когда рождается маленький ребенок это идет с ним в комплекте".

Вторая, решающая, попытка ждет детей уже на следующей неделе, 3 декабря.