Новости Республики Коми | Комиинформ

Михаил Герцман: спектакль "Барышня-крестьянка" станет моей последней премьерой

Михаил Герцман: спектакль "Барышня-крестьянка" станет моей последней премьерой
Михаил Герцман: спектакль "Барышня-крестьянка" станет моей последней премьерой
logo
Михаил Герцман: спектакль "Барышня-крестьянка" станет моей последней премьерой
Фото Ивана Федосеева

Работа над балетом "Барышня-крестьянка" - была настоящим творческим процессом, о котором можно только мечтать.

Впечатлениями о работе над спектаклем поделился композитор Михаил Герцам на пресс-конференции сегодня, 4 сентября.

Напомним, премьерой балета-водевиля 23 сентября откроется международный фестиваль балетного искусства "Зарни джыджъяс", который пройдет в Сыктывкаре с 23 по 28 сентября.

По словам автора музыки, балет был написан к 200-летию А.Пушкина. В 1999 году он был уже готов, и даже уже проходили первые репетиции, но по независящим от автора причинам сначала театр покинул балетмейстер, затем труппа практически разбежалась.

"Балет не ставили много лет, в связи с этим у меня был некоторый упадок в творческом плане. Я даже с горя написал две книги. И вот, наконец, театр решился за постановку "Барышни-крестьянки", что меня обрадовало, но не все оказалось так просто. Главная трудность была в том, что балетмейстера-постановщика Марию Большакову не устроила концепция балета, созданного 15 лет назад. Понадобилось переписать и досочинить почти треть балета. Это лето было страшным для меня", - рассказал М.Герцман.

muz_(9).jpg

Ему даже в экстренном порядке за ночь пришлось переписать сцену, поскольку под существующую музыку балету было неудобно танцевать.

"Это была ужасная ночь для меня. Ведь раньше я никогда не сочинял прямо в партитуре — обычно сначала вынашиваешь музыку, обдумываешь. Когда я закончил работу в три часа ночи, у меня дрожали руки от страшного напряжения. А когда утром я принес ноты на репетицию, и оркестранты на моих глазах впервые начали играть эту музыку, в тот момент я себе сказал, что ни за что я больше переделывать материал не буду, силы у меня уже кончились. И вдруг балетмейстер поймала мой взгляд и поклонилась мне в пояс, а я про себя в этот момент сказал: "То-то же!", - добавил композитор.

Главный дирижер театра Азат Максутов пояснил, что речь идет о красивейшем балетном адажио, любовной сцене.

muz_(10).jpg

"И мелодия, и инструментовка — то, что надо. Это не просто бытовой кусок, эпизод, а апофеоз, кульминация, которой ждут зрители. Речь шла именно о поиске этой кульминации. Именно поэтому столь придирчива была балетмейстер - нам нужно было особое звучание, краски", - подчеркнул он.

По его словам, в ходе работы над спектаклем были моменты дискуссии, творческого поиска, порой непонимания, убеждения.

"Все это было очень здорово. Для дирижера-постановщика это большая радость, когда произведение рождается здесь и сейчас", - отметил А.Максутов.

Он также обратил внимание на то, что форма балета-водевиля должна очень заинтересовать зрителя, поскольку это нечто новое.

"Это не современная хореография, а новое направление, новый жанр", - добавил он.

muz_(8).jpg

М.Герцман, в свою очередь, подчеркнул, что балет-водевиль — жанр необычный, в котором немало юмора и легких сюжетных перипетий.

"Работать над постановкой мне было очень приятно и интересно. Иногда мне даже кажется, что "Барышня-крестьянка" станет моей последней премьерой в жизни", - заключил М.Герцман.