Новости Республики Коми | Комиинформ

Министр развития промышленности и транспорта Коми Андрей Самоделкин: "У Печорского угольного бассейна - огромный потенциал"

Министр развития промышленности и транспорта Коми Андрей Самоделкин: "У Печорского угольного бассейна - огромный потенциал"
Министр развития промышленности и транспорта Коми Андрей Самоделкин: "У Печорского угольного бассейна - огромный потенциал"
logo

В последнее время на уровне регионального правительства постоянно подчеркивается активное развитие угольной отрасли, которая дает второе дыхание Инте и Воркуте. О проблемах и перспективах отрасли в интервью ИА "Комиинформ" рассказал министр развития промышленности и транспорта Коми Андрей Самоделкин.

- Андрей Николаевич, как вы оцениваете угольный потенциал Коми? Какова ресурсная база?

- Печорский угольный бассейн является вторым в России бассейном по запасам и крупной сырьевой базой для развития коксохимии, энергетики, в перспективе – добыче метана. Общие геологические ресурсы Печорского угольного бассейна на территории Республики Коми составляют более 167 млрд. тонн угля. Разведанные запасы угля составляют свыше 8 млрд. тонн угля. Это тот потенциал, которым владеет республика. Наши геологические запасы гигантские, включающие сотни миллионов тонн угля, поэтому в пересчете на национальные богатства региона уголь можно назвать их основой. Однако пока мы добываем небольшие объемы: после развала СССР многие шахты закрылись, объемы добычи значительно упали, но сейчас наблюдается стабилизация и медленное, постепенное увеличение объемов производства. Так, в прошлом году ОАО "Воркутауголь" показало рост добычи на 500 тысяч тонн, стабилизировалась ситуация и в Интаугле. Есть перспективы развития Печорского угольного бассейна в связи с тем, что недавно два собственника взяли под разработку два новых участка. Если этот проект будет завершен, это даст увеличение добычи в пределах 6-7 миллионов тонн угля в год.

- Если говорить в целом, то каковы перспективы развития угольной отрасли?

- Сейчас в мире идет переоценка традиционного использования углей, наука предлагает новые технологии в их переработке, что приводит к удешевлению продукта. Угольная отрасль становится все более конкурентоспособной по сравнению с другими отраслями углеводородного сырья. Традиционные способы, которые предполагают, что сначала уголь нужно накопать, потом перевезти и где-то сжечь, подходит к завершению. Запасы наших недр имеют свойство заканчиваться, поэтому приходит черед угля.

Большую часть запасов составляют энергетические угли, для нужд металлургической промышленности используется коксующийся уголь. Реальные общие оценки возможностей Печорского бассейна свидетельствуют о перспективе увеличения добычи коксующихся углей в 2-3 раза, а энергетических углей в 7-10 раз.

- Какова сегодня ситуация на шахте "Интинская"?

- Недавно у шахты появился собственник – Инвестиционная Компания "Таврический", у которых есть внятное представление о будущем месторождения, развитии предприятия. До этого шахта находилась в федеральной собственности.

- Некоторые ученые неоднократно высказывали мнение о низком качестве интинского угля и бесперспективности дальнейшей разработки месторождения. Как вы относитесь к такой позиции?

- Интинская шахта выжила в сложных условиях, причем самостоятельно, без всякой помощи извне, она вписалась в существующий рынок. Конечно, есть приоритетные высококачественные угли, цена на которых высокая, они гораздо рентабельнее, но интинские угли, несмотря на это, востребованы. Есть соотношение цены и качества, и качество по этой цене многих устраивает, предприятия готовы покупать эту продукцию. Сейчас разрабатываются такие технологии, которые позволят полезные компоненты углей вытаскивать с меньшими затратами.

Технологиям, использующимся в Инте, 60-70 лет, мы привыкли к этому раскладу, но строятся предприятия, где используются новые способы добычи углерода прямо в недрах, его не выкапывают, там совершенно другая экономика. Но из нашего угля тоже можно получать многое. Одни получают больше прибыли, другие меньше, но производство все равно рентабельно. Руководство предприятия досконально разобралось в вопросе и утверждает, что производство будет развиваться, они готовы вкладывать в это деньги. В планах предприятия - привязать к своим площадям и Чернореченской площади, а это очень важный шаг, подтверждающий, что люди, которые взялись управлять шахтой, настроены серьезно.

Новые хозяева быстро разобрались со структурой рынка, сбыта, затрат, поэтому тревоги за социальное состояние предприятия, за положение коллектива у нас нет.

Кстати, говоря о востребованности угля, надо отметить, что к нам обращаются не только по поводу интинского угля, но даже интерес к бурому углю, который всегда имел вторичный спрос. У нас есть запасы десятки миллионов тонн в районе Инты и Воркуты, которые сейчас не востребованы, но современные технологии переработки позволяют даже из этой категории продукции вытаскивать продукт с хорошей рентабельностью.

- В Коми планируется провести Северный инвестиционный форум. На какую отрасль планируется сделать упор в рамках этого мероприятия?

- На этот крупный форум мы приглашаем людей, которые формируют экономическую политику страны. В его рамках мы планируем заявить о существовании Печорского угольного бассейна. На сегодня нас не устраивает то, что мы так скромно представлены в документах правительства России. Всем известно, что мы богаты нефтью и газом, а где же уголь? Между тем, у него есть большие перспективы — в советские времена по железной дороге перевозили 24 миллиона тонн угля в год, а сейчас лишь 10 миллионов.

Уголь – тема сложная, ей надо помогать развиваться, поэтому форум должен пройти на 70% под эгидой угольной темы.

- В чем основные проблемы отрасли в республике?

- Существуют проблемы развития отрасли, связанные с ситуацией на мировом рынке. В частности, США активно развивают добычу сланцевого газа, а высвободившийся уголь из энергетики направляют в Европу, которая в итоге закупила меньше российского газа и угля.

Изученность и освоенность Печорского угольного бассейна, к сожалению, остаются низкими. Для будущего угольной отрасли республики большое значение имеет переоценка имеющихся запасов Печорского бассейна. Числящиеся на балансе запасы не соответствуют современным экономическим требованиям, так как утверждались в 1960-1980-х гг. Ныне они создают иллюзию многолетней обеспеченности угледобычи.

Для устойчивого развития угледобывающей отрасли на длительную перспективу необходима скорейшая подготовка и введение в эксплуатацию новых месторождений и объектов.

- Как обстоит дело с разработкой новых месторождений?

- Воркутауголь выкупило лицензию на участок Нижнесырьягинского месторождения, располагающегося северо-восточнее Воркуты. На мой взгляд, это исторический шаг, поскольку началось промышленное освоение совершенно нового участка.

- В феврале этого года в Коми произошла страшная трагедия: взрыв на шахте "Воркутинская" унес жизни 18 рабочих. Как обстоит дело с выплатами компенсаций их вдовам и членам семей?

- Сразу же после того, как стало известно о трагедии, минфин РФ завил о выделении по 1 миллиону рублей каждой пострадавшей семье, аналогичное решение было принято республикой. Общая сумма региональных и федеральных денег составила 38 миллионов рублей. Если сложить эти деньги со средствами Северстали общая сумма составит 110 миллионов рублей. Таким образом, на каждую пострадавшую семью будет предусмотрено 5-6 миллионов рублей, в зависимости от количества иждивенцев. Насколько мы знаем, почти все деньги семьями уже получены. Такие суммы выплачиваются впервые - средства позволят им не только переселиться в более южные районы, но и значительно улучшить жилищные условия.

Сказать, что это много, нельзя, потому что погибли люди, сказать, что мало – тоже неправильно, поскольку это беспрецедентная сумма.

К главе Коми обратились несколько вдов шахтеров с просьбой посодействовать в погашении ипотечных кредитов, а также выделении дополнительных средств на погребение. Вообще, Северсталь оплатило все расходы, связанные с похоронами и транспортировкой тел на родину горняков, однако были неловкости, когда семьи погибших заказывали дорогие памятники в надежде, что их оплатит предприятие. Глава порекомендовал рассмотреть обращения на предмет более широкого финансирования, документ сейчас на стадии рассмотрения.

- Какова ситуация с переселением вдов шахтеров?

- Работу в этом направлении я считаю проведенной успешно. До прошлого года было соглашение между правительством России и Росуглепрофом и Северсталью по переселению членов семей погибших шахтеров. В программе приняло участие 132 семьи. Фактически она почти завершена, семьи получили до 4-6 млн рублей на приобретение жилья. Недавно выявились несколько семей, которые имеют право на компенсацию, но поздно подали документы. Вопрос по ним уже решен положительно.

В вопросе выделения дополнительных средств нужно отметить важную роль председателя Росуглепрофа Ивана Мохначука, который как раз пробивал это соглашение с Северсталью, основные суммы пошли именно по линии соглашения Росуглепрофа и угольщиков.